воскресенье, 30 апреля 2017 г.

Партийный человек. Поэма - Ю. Гордиенко



Партийный человек
Поэма

Как-то в жизни так сложилось это:
не черствел с годами, не мельчал,
но никто партийного билета
мне еще в райкоме не вручал.
И, однако,
на путях, что круты,
где порой теряешь колею,
лучшим другом в трудные минуты
партия входила в жизнь мою.

-1-

Заставляя в упряжи коситься
и пугливо всхрапывать коняг,
столбовую вспугивая птицу,
по степям проходит товарняк.
Водокачка.
Стрелочник у будки.
Снегом заметенные пути…
Крадучись
на юг вторые сутки,
еду я,
мальчишка лет шести.
Ночь.
Я сплю на тормозной площадке,
одежонку сеном подстежив.
Просыпаюсь:
полосою шаткой
Свет в ногах. И тени:
- Жив ли?
- Жив.
Как зверек,
уже знакомый с дробью
из засады бьющего ружья,
собираясь юркнуть,
исподлобья
к старшему приглядываюсь я.
Вспухнувшую кожу полушубка
глубоко прорезали ремни.
Под усами
вспыхивает трубка.
На бровях снежок.
Глаза в тени…
То ли ветер выл уж больно люто,
То ли ночь была темным-темна,
То ли каким-то чудом
в ту минуту
стала мне душа его видна,
только,
ослеплен пургою черной,
подобрав штанины бахрому,
сонный, передрогший и покорный,
робко потянулся я к нему.
- Значит, помер, говоришь, отец-то?
- Помер.
- Ну, а матка?
- Померла.
Командир сказал в раздумье:
- Детство…
А метель мела, мела, мела.
…Очутились мы в казарме гулкой.
Рук моих он взглядом не ловил.
Напоил кирпичным чаем с булкой,
вымыл в бане
и усыновил.
Впереди себя
на конской гриве,
на соломе полковых телег
он таскал меня.
И в люди вывел…

Это был партийный человек.

-2-

Заседанье.
Дым.
Его волокна
пряжей провисают с потолка.
Любопытных тьма.
Снаружи в окна
то лицо заглянет, то рука.
В тополях правленческого сада
собралось, должно быть, полсела.
Отодвинув пряжу самосада,
председатель встал из-за стола.
На меня глядит,
от гнева темен,
говорит,
рукой слова рубя:
- Может, объяснишь правленью, Демин,
как с колхозной птицей у тебя?
Я молчу.
Листаю по привычке
Записей ненужные листки…
Председатель
громко чиркнул спичкой,
председатель пощипал виски,
покачался,
подержался за ус.
- Вник! Учен!
Видали молодца?
Захотел,
чтобы вылупился страус,
Страус – из куриного яйца!
Ждал, когда некормленые куры
золотые яйца нам снесут.
Пред-ла-гаю
(бровью дернул хмуро)…
Снять с работы и отдать под суд.

Тесен мне
отцовский старый китель.
Да, ошибся,
сознаюсь в вине.
Но не враг же я
и не вредитель.
Хуже всех пощечин это мне!
Объясняю.
Будто понимают.
Встречусь взглядом –
отведут глаза.
Вот Иван Кузьмич…
Уж он-то знает.
Неужели тоже будет «за»?

- Ну, Кузьмич?
- А я, ты знаешь, против.
- Против?
- Точно. Против я. А что ж?
Сам, его к науке приохотив,
по рукам теперь наотмашь бьешь?
Разве учат
лишь тюрьмой да ссылкой?
Вот вчера у Козьего лужка
видел я:
Петров племяш косилкой
срезал молодого петушка –
в разнотравье заблудился, глупый,
не видать его,
хоть бел, как снег…
Но ведь там – ножи, болты, шурупы,
там петух, а это
человек!

Председатель голоса считает,
словно рубит головы сплеча:
пятая рука… рука шестая…
Нет руки Ивана Кузьмича!
Кто-то осторожно топал в сенцах,
не решаясь взяться за скобу.
Слух прошел:
раздор среди правленцев,
за меня Кузьмич ведет борьбу.
…Председатель медлил одеваться.
Пряча под бровями угольки,
Кузьмичу,
впервые лет за двадцать,
в вечер тот
не подал он руки.
Не с того ли на краю селенья
баял сторож,
костылем стуча:
- Беспременно, значит, из правленья
отведут Ивана Кузьмича.
Но Кузьмич стоял.
Его стараньем
порешили строго не казнить,
порешило общее собранье
поглядеть еще,
повременить.
Знали Кузьмича в колхозах дальних,
вдоль больших дрог
и малых рек.
Человек он был принципиальный,
это был партийный человек.

-3-

Ночь под Новый год.
Сосновый остров.
Струйка дыма, тени часовых.
…Удивляясь,
радуешься остро:
год отпартизанил, а в живых.
Сколько с кашей съедено землицы,
сбито на подстилку
хвойных лап!
Перед чаркой
надо бы побриться.
Подхожу к землянке.
- Демин, в штаб!

Вот и штаб.
Вхожу, откинув полог.
На двухверстке каждый штрих знаком.
Разговор не сложен и не долог,
и не в новость
быть проводником.
Командир сказал
тепло и строго:
- Человек с одышкой. Не беги.
Придержал,
утешил на дорогу:
- Головой ответишь, береги!

К фронту
Вышли мы лесною кромкой,
Но расчеты спутала война.
…Комья свежей глины.
Дно воронки.
Тихо. Снег.
В тройном венце луна…
Снег шуршит,
Гуляет в чистом поле –
Ни плетня в округе,
Ни щита.
…Жить хочу. Хочу привстать.
От боли
К горлу подступает тошнота.
Осторожно,
Медленно,
Упрямо –
Половина тела не своя –
Приналег на локти –
И отпрянул.
- Не пугайся, Демин. Это я.
Ранен?
- Да.
_ Куда попало?
- ноги…
- Жгут сейчас наложим. Потерпи!

Час ли минул, век ли…
Мы в дороге.
Ночь.
Поземка стелется в степи.
Черствый снег шипит под волокушей.
Кто-то дышит с хрипом, тяжело.
Бой ушел.
Его раскаты глуше.
…Чудится:
Не снегом замело,
Не снежок спешит одеть округу, -
Это под покровом темноты
Степь, в бою израненную,
Вьюга
Пеленает в свежие бинты…
И за тихим шелестом поземки,
Сквозь летящий колкий снег и лед,
Голос, приглушенный и негромкий,
Мне забыться насмерть не дает:
- Слышишь, Демин,
Мы уже у цели.
Наши танки… Слышишь?
Ну, не спи…

Я не слышу их из-за метели,
Но они – рукой подать – в степи…
И в краю глухом, необозримом,
Из-за гребня снежного бугра,
Вдруг и вправду
Потянуло дымом
Дальнего бивачного костра.
Путник шел,
Под ношею горбатясь.
И дошел.

…Сдружили с ним навек
Ночь в степи
И утро в медсанбате.

Это был партийный человек.

Так бывало
на путях, что круты,
где порой теряешь колею,
лучшим другом в трудные минуты
партия входила в жизнь мою.
За нее
пешком пройду полсвета,
на смерь, в бой пойду – не оглянусь.
Быть достойным высшей чести этой,
быть достойным партии
клянусь!
И хочу,
когда меня не будет,
лягу в землю я, окончив век,
чтобы, проводив,
сказали люди:
- Это был партийный человек.

(1953)



Комментариев нет:

Отправить комментарий