понедельник, 8 июля 2013 г.

Тропик Рака - Г. Миллер


Генри Миллер. Тропик Рака
(краткое содержание)
Роман представляет собой описание жизни бедного американца Генри в Париже на рубеже 1930-1930х годов, когда цивилизацией Запада управляет гибельный кризис.
С героем, чья жизнь противоречива и парадоксальна, мы знакомимся в дешевых меблированных комнатах Монпарнаса. Скоро пойдет третий год, как он приехал в Европу, гонимый неодолимым отвращением к образу жизни американских обывателей, он не приемлет их материальные забота, практицизм и стремление к наживе.
Некоторые из новых приятелей зовут его теперь Джо. Будучи родом из семейства иммигрантов из Бруклина, Генри-Джо становится добровольным изгоем, так и не сумев обрести собственное место в кругу мелкой буржуазии. Его уже ничего больше не связывает с родиной, разве только память о бывшей супруге по имени Мона, которая вернулась в Америку, да беспрестанное ожидание перевода денег, который должен поступить ему из-за океана со дня на день.
Герой живет – как он надеется, временно – с эмигрантом Борисом, литератором, перебивающимся случайными заработками. Его без конца преследуют тягостные мысли о том, где же раздобыть средств на свое пропитание, а также приступы эротического влечения, которые накатывают время от времени. Их Джо утоляет встречами с представительницами древнейшей профессии, коих полно в переулках богемных кварталов Парижа.
Рассказчик похож на «перекати-поле»; его интуиция, здравый смысл и нескончаемое жизнелюбие неизменно помогают ему выбраться из житейских передряг, которым нет конца. Он искренен с собой: по его убеждению, он «неизлечимо здоров», у него нет никаких сожалений и печалей, нет прошлого и будущего, ибо для него вполне достаточно настоящего.
Париж погряз в пороках, он напоминает заразного больного в огромной постели. Джо живет жизнью столичного дна – он обитает в окружении проституток, их сутенеров, всевозможных аферистов и авантюристов – это его естественная среда. Однако одновременно с низменным инстинктами в нем уживаются и сильное духовное начало и творческий потенциал, что превращает повествование об обратной стороне жизни, шокирующее натурализмом деталей, в многоголосную феерию низменного и возвышенного.
Джо презирает Америку за ее вульгарную буржуазность, в отношении перспектив современной цивилизации у него давно нет никаких иллюзий. Им движет честолюбие – н мечтает написать книгу, о которой думает, что это будет «плевок в морду Искусству», «пинок под зад» всему, что касается людей, любви, красоты, бога… На каждом шагу он сталкивается с пороками культуры, накопленной человечеством. Перед лицом этой дилеммы, так или иначе оказываются и спутники Генри-Джо, к которым он прибивается – непризнанные, но мечтающие о признании литераторы Борис, Карл и Ван Норден, художники Марк Свифт и Крюгер, драматург Сильвестр, и другие.
Единственным прибежищем героя становятся улицы Парижа, где каждый попавшийся на его пути оказывается братом по несчастью, шлюхой или собутыльником. Каждая случайная встреча готова обернуться вакханалией, последствия которой непредсказуемы – таков мир хаотичного и отчужденного существования бесчисленного множества одиночек.
В «Вилле Боргезе», где жил Генри, появляется новая экономка Эльза и Джо оказывается изгнанным оттуда. Он перебирается к драматургу Сильвестру и его подруге Тане. Потом он оказывается в доме индусского торговца жемчугами, где на какое-то время обретает кров. Его берут на работу корректором в американское издание, которую он через несколько месяцев теряет по воле случая. После, устав от компании своего приятеля Ван Нордена, который помешан на сексе, и его нетрезвой подруги Маши, о которой ходят слухи, что она «русской княгиней», Генри отправляется в Дижон, где обретает место преподавателя английского в местном лицее. Однако следующей весной она снова оказывается на улице без гроша. Теперь еще сильнее его убеждение в том, что этот мир неодолимо катится в преисподнюю, а он сам – ничто, «серая пустыня», в которой, тем не менее, можно найти место и для возвышенного – для красоты храмов, магии полотен, поэзии. Место находится и для вечной природы, неповторимо украшающей парижские ландшафты, и величавому течению реки Сены.
Генри-Джо кажется, что он стряхнул с себя постылое ярмо буржуазной цивилизации, однако он не может найти путь разрешения противоречия между человеческим обществом и матушкой-природой. Он не видит возможности решить конфликт современников, увязших в мелочной меркантильной суете, с духом творчества, снова и снова возносящимся над обыденностью. Однако автор романа, растянувший свою исповедь на несколько томов автобиографии (после «Тропика Рака» были написаны «Черная Весна», «Тропик Козерога», вторая  трилогия, и за ней – еще более десятка книг этого же направления) запечатлел важнейшие приметы нашего времени, удел человека в драматизме этого века. Благодаря этому автор – американский эксцентрик, стоявший у истоков авангардизма современной западной литературы, – и сегодня имеет множество последователей и приверженцев его идей во всем мире, а уж читателей – и того больше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий