Генри
Миллер. Тропик Рака
(краткое содержание)
Роман
представляет собой описание жизни бедного американца Генри в Париже на рубеже
1930-1930х годов, когда цивилизацией Запада управляет гибельный кризис.
Некоторые
из новых приятелей зовут его теперь Джо. Будучи родом из семейства иммигрантов
из Бруклина, Генри-Джо становится добровольным изгоем, так и не сумев обрести
собственное место в кругу мелкой буржуазии. Его уже ничего больше не связывает
с родиной, разве только память о бывшей супруге по имени Мона, которая
вернулась в Америку, да беспрестанное ожидание перевода денег, который должен
поступить ему из-за океана со дня на день.
Герой
живет – как он надеется, временно – с эмигрантом Борисом, литератором,
перебивающимся случайными заработками. Его без конца преследуют тягостные мысли
о том, где же раздобыть средств на свое пропитание, а также приступы
эротического влечения, которые накатывают время от времени. Их Джо утоляет
встречами с представительницами древнейшей профессии, коих полно в переулках
богемных кварталов Парижа.
Рассказчик
похож на «перекати-поле»; его интуиция, здравый смысл и нескончаемое жизнелюбие
неизменно помогают ему выбраться из житейских передряг, которым нет конца. Он
искренен с собой: по его убеждению, он «неизлечимо здоров», у него нет никаких
сожалений и печалей, нет прошлого и будущего, ибо для него вполне достаточно
настоящего.
Париж
погряз в пороках, он напоминает заразного больного в огромной постели. Джо
живет жизнью столичного дна – он обитает в окружении проституток, их сутенеров,
всевозможных аферистов и авантюристов – это его естественная среда. Однако
одновременно с низменным инстинктами в нем уживаются и сильное духовное начало
и творческий потенциал, что превращает повествование об обратной стороне жизни,
шокирующее натурализмом деталей, в многоголосную феерию низменного и
возвышенного.
Джо
презирает Америку за ее вульгарную буржуазность, в отношении перспектив
современной цивилизации у него давно нет никаких иллюзий. Им движет честолюбие
– н мечтает написать книгу, о которой думает, что это будет «плевок в морду
Искусству», «пинок под зад» всему, что касается людей, любви, красоты, бога… На
каждом шагу он сталкивается с пороками культуры, накопленной человечеством.
Перед лицом этой дилеммы, так или иначе оказываются и спутники Генри-Джо, к
которым он прибивается – непризнанные, но мечтающие о признании литераторы
Борис, Карл и Ван Норден, художники Марк Свифт и Крюгер, драматург Сильвестр, и
другие.
Единственным
прибежищем героя становятся улицы Парижа, где каждый попавшийся на его пути
оказывается братом по несчастью, шлюхой или собутыльником. Каждая случайная
встреча готова обернуться вакханалией, последствия которой непредсказуемы –
таков мир хаотичного и отчужденного существования бесчисленного множества
одиночек.
В
«Вилле Боргезе», где жил Генри, появляется новая экономка Эльза и Джо
оказывается изгнанным оттуда. Он перебирается к драматургу Сильвестру и его
подруге Тане. Потом он оказывается в доме индусского торговца жемчугами, где на
какое-то время обретает кров. Его берут на работу корректором в американское
издание, которую он через несколько месяцев теряет по воле случая. После, устав
от компании своего приятеля Ван Нордена, который помешан на сексе, и его
нетрезвой подруги Маши, о которой ходят слухи, что она «русской княгиней»,
Генри отправляется в Дижон, где обретает место преподавателя английского в
местном лицее. Однако следующей весной она снова оказывается на улице без
гроша. Теперь еще сильнее его убеждение в том, что этот мир неодолимо катится в
преисподнюю, а он сам – ничто, «серая пустыня», в которой, тем не менее, можно
найти место и для возвышенного – для красоты храмов, магии полотен, поэзии.
Место находится и для вечной природы, неповторимо украшающей парижские ландшафты,
и величавому течению реки Сены.
Генри-Джо
кажется, что он стряхнул с себя постылое ярмо буржуазной цивилизации, однако он
не может найти путь разрешения противоречия между человеческим обществом и
матушкой-природой. Он не видит возможности решить конфликт современников,
увязших в мелочной меркантильной суете, с духом творчества, снова и снова
возносящимся над обыденностью. Однако автор романа, растянувший свою исповедь
на несколько томов автобиографии (после «Тропика Рака» были написаны «Черная Весна»,
«Тропик Козерога», вторая трилогия, и за
ней – еще более десятка книг этого же направления) запечатлел важнейшие приметы
нашего времени, удел человека в драматизме этого века. Благодаря этому автор –
американский эксцентрик, стоявший у истоков авангардизма современной западной
литературы, – и сегодня имеет множество последователей и приверженцев его идей
во всем мире, а уж читателей – и того больше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий