Сёрен
Кьеркегор. Дневник обольстителя
(краткое содержание)
Данное
произведение представляет собой часть одной из самых знаменитых книг датского
философа, которая носит название «Или – Или». «Дневник обольстителя» написан в
форме романа и иногда печатается, как самостоятельная единица, отдельно. В
предисловии дается объяснение Виктора Эремита, воображаемого издателя дневника,
о том, что записи были обнаружены в купленном им старом бюро. Они были
разделены им в соответствии с содержанием и почерком на два тома. К первому
тому Эремит отнес записи человека, условно обозначенного им кaк «г-н А.», чьи
статьи отличаются «эстетическим» характером, во второй же вошли
философско-назидательные письма, написанные г-ну А. неким асессором
Вильхельмом.
Самый
большой интерес, если верить дневнику, вызывали у Йоханнеса любовные страсти и
прекрасный пол. Будучи натурой в значительной мере духовной, он не может
опуститься до обыкновенного удела соблазнителя – это было бы низменно, – вместо
этого в своей, как он ее называет, «эротической» игре Йоханнес предпочитает
мастерство владения самой игрой. В действительности, по наблюдениям г-на А., из
записей видно, что в большинстве случаев цель настойчивых ухаживаний Йоханнеса
оказывалась в том, чтобы добиться лишь улыбки или поклона. Но г-ну А. известна
и иная история, в которой участвовала лично знакомая ему дама, именуемая в
дневнике Корделией. Однажды она вручила г-ну А. пачку писем, полученных ею от
Йоханнеса. Среди них были и ее собственные письма к Йоханнесу, полные крика ее
влюбленного и отвергнутого сердца, которые он, даже не распечатав, отправил обратно.
Начинается
дневник с записей, датированных началом апреля. В один прекрасный день внимание
Йоханнеса было привлечено грациозной девушкой, спрыгнувшей с подножки кареты.
Спустя пару дней он вновь видит ее на улице, гуляющую вместе со своим лакеем, с
которым происходит маленькая неприятность – он неудачно падает и пачкается в
грязи, Йоханнес же, будучи галантным кавалером, провожает девушку к карете.
Спустя еще пару дней он опять встречает ее, на сей раз она идет с дамой в
возрасте, держа ее под руку.
Йоханнес
поражен красотой юной незнакомки, однако, уже через мгновение он ловит себя на мысли,
что не запомнил черт ее лица – это кажется Йоханнесу ужасным, он чувствует, что
должен непременно помнить их. Он ощущает в себе сильный интерес и начинает
искать эту девушку повсюду, где бывает – на улице, на вернисажах, в театрах,
целыми днями гуляя по городу. Наконец наступает вечер, когда ему удается
увидеть ее. У какой-тo заставы он встречает свою незнакомку, стоящую и
смотрящую на мальчика-рыбака, сидящего с удочкой у озера. Мальчику не нравится
ее внимание, ее это забавляет. Она удаляется, а Йоханнес устремляется следом за
ней. Он хочет получше разглядеть ее, для чего незаметно обгоняет ее и заходит в
какой-то дом, чтобы рассмотреть ее, выглянув из окна, но в этoт момент девушка
пропадает из виду.
Проходит
еще несколько дней, и Йоханнес снова видит ее, она идет по улице в обществе еще
нескольких девушек, которые обращаются к ней по имени Корделия. Йоханнес
подслушивает их разговор, из которого узнает, что Корделия – сирота и проживает
у своей тети, строгой женщины, ведущей добродетельную жизнь. Здесь же Корделия
навещает г-жу Янсен, в доме которой для знакомства с нею и оказывается
Йоханнес. Он представлен ей, однако она не обращает на него особого внимания,
что Йоханнесу на руку, так как он намеревается встречаться с нею как будто
случайно, подгадывая моменты, чтобы столкнуться с нею при входе в дом. Он
задумывает хитроумный план: найти для Корделии жениха – кого-то приятной
внешности и в целом подходящего по статусу, однако в сравнении с ним самим
очевидно недалекого и поэтому не имеющего ни малейшего шанса в ее глазах.
Подходящий
жених подворачивается довольно скоро. Им становится сын дельца Бакстера по
имени Эдвард, трепетно влюбленный в Корделию. Для Йоханнеса пара пустяков
завести знакомство с Эдвардом и подружиться с ним. Он дает юноше совет поменьше
мечтать и быть решительным. В скором времени они становятся частыми гостями в
доме тетушки, где живет Корделия. Роль Йоханнеса – пособничество Эдварду в
любовных делах, он отвлекает от парочки тетушку, занимая ее внимание беседами
об урожае и цветах. В отношении Корделии он ведет себя совершенно безразлично.
Корделия оказывается заинтригована его странным поведением, это заставляет ее
не обращать внимания на романтический лепет со стороны Эдварда, пытаясь
разобрать из разговоров Йоханнеса с тетушкой, «что же здесь не так». В расчете
на это, Йоханнес вставляет в беседе с тетушкой пару фраз для ушей Корделии. Он
подготавливает Корделию для будущей роли его возлюбленной: иногда он уделяет ей
минутку для беседы о музыке, книги, приносимые для нее Эдвардом, так же
подобраны Йоханнесом.
Наступает
день, в который Йоханнес принимает решение о том, что роль Эдварда окончена. Он
полагает, что юноша способен испортить его тонкую игру, сорвавшись и
объяснившись Корделии в своих чувствах. Йоханнес опережает Эдварда, делая
девушке предложение первым. Корделия не дает ответа сама, доверив принять
решение своей тетушке; та, в свою очередь, радостно дает свое согласие. С этого
момента Йоханнес помолвлен с Корделией, однако женитьба не входит в егo планы: в соответствии с задуманной
им игрой Корделия должна разорвать помолвку, в тo же время без памяти полюбив
его. Йоханнес уверен в успехе этого своего предприятия.
Йоханнес
не ставит целью обладание Корделией, для него самое важное – это «эстетическое
и художественное» наслаждение событиями. Он начинает борьбу за любовь своей
невесты. Для этого он сам демонстрирует ей все возможные проявления своей любви
к ней, не сомневаясь в том, что, увидев, какой великой силой обладает любовь,
Корделии захочется самой испытать это чувство.
Йоханнес
отправляет Корделии множество страстных писем, полных тоски, надежды, пылкой
истомы и нетерпения, однако при встречах с ней он ведет себя подчеркнуто
иронично и сохраняя полное самообладание.
Чувствует
ли Йоханнес искреннюю любовь, честны ли его намерения по отношению к Корделии?
В эстетическом смысле – конечно, да. Он пытается пробудить в ней любовь, однако
влюбляется сам, да так серьезно, что на какое-тo время забывает обо всех других
девушках, изменяя своему обыкновению ухаживать за несколькими одновременно.
И
вот приходит день, когда Йоханнес понимает, что достиг своей цели, пробудив в
сердце Корделии любовь к себе. Его письма становятся еще более страстными.
Йоханнес считает, что Корделия хорошая ученица – теперь она иногда может обнять
его, сесть к нему на колени. Йоханнес размышляет о тoм, что в тoт момент, когда
он начнет свое отступление, Корделия захочет удержать его и станет прикладывать
все усилия для этого, используя единственное средство – любовь. Он становится
более прохладным с ней, принимая при встречах вид человека, так увлеченного
важными идеями, что даже невесту он порой не замечает. Он пишет невесте о том,
что помолвка ограничивает его любовь, ибо истинная любовь, чтобы сохранить
силу, должна оставаться тайной. Корделия уступает ему и идет навстречу, разрывая
помолвку. Тетушка таким ее поступком озадачена, однако неволить Корделию она не
собирается, Йоханнесу же она открыто сочувствует.
Корделию
отпускают погостить у знакомых в сельской местности. Йоханнес отправляет свои
письма туда, в них он укрепляет девушку в отвержении мнения общества и в
великой силе любви. Для этого он упоминает одну легенду о том, как охотник
Алфей полюбил нимфу Аретузу, которая не желала отвечать ему взаимностью и в
итоге превратилась в источник, убегая от него. Алфей же так горевал по любимой,
что сам превратился в ручей. Продолжая любить ее, он в облике ручья под землей
соединился с источником-любимой. Йоханнес подразумевает, что и он теперь, в
разлуке с Корделией, готов броситься в темные пучины, лишь бы воссоединиться с нею.
Корделия
должна прибыть на дачу к Йоханнесу, и он с тщательностью подходит к вопросу
подготовки обстановки. Он обставляет дом так, чтобы Корделия чувствовала себя
здесь, как дома. Тот же чайный столик, та же лампа – все, как в доме тетушки,
только более роскошное. А вот и фортепиано – совсем как то, за которым как-то
сидела Корделия, не догадываясь о том, что ей незримо любуется Йоханнес.
Двадцать
пятого сентября была сделана последняя дата в «Дневнике». Все кончено. Все
позади, и Йоханнес более не желает видеть Корделию. Она отдалась ему – и
потеряла все. Как ни жаль, нo те времена, когда девушка, которую обманули,
могла превратиться в камень, миновали.
Теперь
Йоханнеса занимает другой вопрос – он размышляет, как бы сделать так, чтобы
оставить Корделию в уверенности, что это не обольститель бросил ее, а она –
его? Такой способ покинуть сердце девушки кажется Йоханнесу весьма
«поэтическим».
Комментариев нет:
Отправить комментарий