понедельник, 8 июля 2013 г.

Дневник обольстителя - С. Кьеркегор



Сёрен Кьеркегор. Дневник обольстителя
(краткое содержание)
Данное произведение представляет собой часть одной из самых знаменитых книг датского философа, которая носит название «Или – Или». «Дневник обольстителя» написан в форме романа и иногда печатается, как самостоятельная единица, отдельно. В предисловии дается объяснение Виктора Эремита, воображаемого издателя дневника, о том, что записи были обнаружены в купленном им старом бюро. Они были разделены им в соответствии с содержанием и почерком на два тома. К первому тому Эремит отнес записи человека, условно обозначенного им кaк «г-н А.», чьи статьи отличаются «эстетическим» характером, во второй же вошли философско-назидательные письма, написанные г-ну А. неким асессором Вильхельмом.
Сам же г-н А. на первом же листе отрекается от приписываемого ему авторства дневника, объясняя, что сам обнаружил эту тетрадь в ящике стола. Стол тот принадлежал некому Йоханнесу, состоявшему в приятельстве с г-ном А. и на момент обнаружения записей находившемуся в отъезде. Действительный автор озаглавил свою тетрадь «Нескончаемый комментарий». Г-н А. оказался так поражен содержанием самого дневника и нескольких черновиков писем, лежавших с ним вместе, что решился переписать их. Йоханнес всегда казался г-ну А. неординарной личностью, пребывающей большей частью в прекрасном мире эстетики. Дневник же Йоханнеса раскрыл перед г-ном А. процесс осуществления Йоханнесом мечты вести «поэтическую» жизнь. Будучи в огромной степени способным обнаруживать прекрасное на каждом шагу, Йоханнес сполна использовал этот дар, запечатлевая после на бумаге все, что ему довелось пережить.
Самый большой интерес, если верить дневнику, вызывали у Йоханнеса любовные страсти и прекрасный пол. Будучи натурой в значительной мере духовной, он не может опуститься до обыкновенного удела соблазнителя – это было бы низменно, – вместо этого в своей, как он ее называет, «эротической» игре Йоханнес предпочитает мастерство владения самой игрой. В действительности, по наблюдениям г-на А., из записей видно, что в большинстве случаев цель настойчивых ухаживаний Йоханнеса оказывалась в том, чтобы добиться лишь улыбки или поклона. Но г-ну А. известна и иная история, в которой участвовала лично знакомая ему дама, именуемая в дневнике Корделией. Однажды она вручила г-ну А. пачку писем, полученных ею от Йоханнеса. Среди них были и ее собственные письма к Йоханнесу, полные крика ее влюбленного и отвергнутого сердца, которые он, даже не распечатав, отправил обратно.
Начинается дневник с записей, датированных началом апреля. В один прекрасный день внимание Йоханнеса было привлечено грациозной девушкой, спрыгнувшей с подножки кареты. Спустя пару дней он вновь видит ее на улице, гуляющую вместе со своим лакеем, с которым происходит маленькая неприятность – он неудачно падает и пачкается в грязи, Йоханнес же, будучи галантным кавалером, провожает девушку к карете. Спустя еще пару дней он опять встречает ее, на сей раз она идет с дамой в возрасте, держа ее под руку.
Йоханнес поражен красотой юной незнакомки, однако, уже через мгновение он ловит себя на мысли, что не запомнил черт ее лица – это кажется Йоханнесу ужасным, он чувствует, что должен непременно помнить их. Он ощущает в себе сильный интерес и начинает искать эту девушку повсюду, где бывает – на улице, на вернисажах, в театрах, целыми днями гуляя по городу. Наконец наступает вечер, когда ему удается увидеть ее. У какой-тo заставы он встречает свою незнакомку, стоящую и смотрящую на мальчика-рыбака, сидящего с удочкой у озера. Мальчику не нравится ее внимание, ее это забавляет. Она удаляется, а Йоханнес устремляется следом за ней. Он хочет получше разглядеть ее, для чего незаметно обгоняет ее и заходит в какой-то дом, чтобы рассмотреть ее, выглянув из окна, но в этoт момент девушка пропадает из виду.
Проходит еще несколько дней, и Йоханнес снова видит ее, она идет по улице в обществе еще нескольких девушек, которые обращаются к ней по имени Корделия. Йоханнес подслушивает их разговор, из которого узнает, что Корделия – сирота и проживает у своей тети, строгой женщины, ведущей добродетельную жизнь. Здесь же Корделия навещает г-жу Янсен, в доме которой для знакомства с нею и оказывается Йоханнес. Он представлен ей, однако она не обращает на него особого внимания, что Йоханнесу на руку, так как он намеревается встречаться с нею как будто случайно, подгадывая моменты, чтобы столкнуться с нею при входе в дом. Он задумывает хитроумный план: найти для Корделии жениха – кого-то приятной внешности и в целом подходящего по статусу, однако в сравнении с ним самим очевидно недалекого и поэтому не имеющего ни малейшего шанса в ее глазах.
Подходящий жених подворачивается довольно скоро. Им становится сын дельца Бакстера по имени Эдвард, трепетно влюбленный в Корделию. Для Йоханнеса пара пустяков завести знакомство с Эдвардом и подружиться с ним. Он дает юноше совет поменьше мечтать и быть решительным. В скором времени они становятся частыми гостями в доме тетушки, где живет Корделия. Роль Йоханнеса – пособничество Эдварду в любовных делах, он отвлекает от парочки тетушку, занимая ее внимание беседами об урожае и цветах. В отношении Корделии он ведет себя совершенно безразлично. Корделия оказывается заинтригована его странным поведением, это заставляет ее не обращать внимания на романтический лепет со стороны Эдварда, пытаясь разобрать из разговоров Йоханнеса с тетушкой, «что же здесь не так». В расчете на это, Йоханнес вставляет в беседе с тетушкой пару фраз для ушей Корделии. Он подготавливает Корделию для будущей роли его возлюбленной: иногда он уделяет ей минутку для беседы о музыке, книги, приносимые для нее Эдвардом, так же подобраны Йоханнесом.
Наступает день, в который Йоханнес принимает решение о том, что роль Эдварда окончена. Он полагает, что юноша способен испортить его тонкую игру, сорвавшись и объяснившись Корделии в своих чувствах. Йоханнес опережает Эдварда, делая девушке предложение первым. Корделия не дает ответа сама, доверив принять решение своей тетушке; та, в свою очередь, радостно дает свое согласие. С этого момента Йоханнес помолвлен с Корделией, однако женитьба не входит в егo планы: в соответствии с задуманной им игрой Корделия должна разорвать помолвку, в тo же время без памяти полюбив его. Йоханнес уверен в успехе этого своего предприятия.
Йоханнес не ставит целью обладание Корделией, для него самое важное – это «эстетическое и художественное» наслаждение событиями. Он начинает борьбу за любовь своей невесты. Для этого он сам демонстрирует ей все возможные проявления своей любви к ней, не сомневаясь в том, что, увидев, какой великой силой обладает любовь, Корделии захочется самой испытать это чувство.
Йоханнес отправляет Корделии множество страстных писем, полных тоски, надежды, пылкой истомы и нетерпения, однако при встречах с ней он ведет себя подчеркнуто иронично и сохраняя полное самообладание.
Чувствует ли Йоханнес искреннюю любовь, честны ли его намерения по отношению к Корделии? В эстетическом смысле – конечно, да. Он пытается пробудить в ней любовь, однако влюбляется сам, да так серьезно, что на какое-тo время забывает обо всех других девушках, изменяя своему обыкновению ухаживать за несколькими одновременно.
И вот приходит день, когда Йоханнес понимает, что достиг своей цели, пробудив в сердце Корделии любовь к себе. Его письма становятся еще более страстными. Йоханнес считает, что Корделия хорошая ученица – теперь она иногда может обнять его, сесть к нему на колени. Йоханнес размышляет о тoм, что в тoт момент, когда он начнет свое отступление, Корделия захочет удержать его и станет прикладывать все усилия для этого, используя единственное средство – любовь. Он становится более прохладным с ней, принимая при встречах вид человека, так увлеченного важными идеями, что даже невесту он порой не замечает. Он пишет невесте о том, что помолвка ограничивает его любовь, ибо истинная любовь, чтобы сохранить силу, должна оставаться тайной. Корделия уступает ему и идет навстречу, разрывая помолвку. Тетушка таким ее поступком озадачена, однако неволить Корделию она не собирается, Йоханнесу же она открыто сочувствует.
Корделию отпускают погостить у знакомых в сельской местности. Йоханнес отправляет свои письма туда, в них он укрепляет девушку в отвержении мнения общества и в великой силе любви. Для этого он упоминает одну легенду о том, как охотник Алфей полюбил нимфу Аретузу, которая не желала отвечать ему взаимностью и в итоге превратилась в источник, убегая от него. Алфей же так горевал по любимой, что сам превратился в ручей. Продолжая любить ее, он в облике ручья под землей соединился с источником-любимой. Йоханнес подразумевает, что и он теперь, в разлуке с Корделией, готов броситься в темные пучины, лишь бы воссоединиться с нею.
Корделия должна прибыть на дачу к Йоханнесу, и он с тщательностью подходит к вопросу подготовки обстановки. Он обставляет дом так, чтобы Корделия чувствовала себя здесь, как дома. Тот же чайный столик, та же лампа – все, как в доме тетушки, только более роскошное. А вот и фортепиано – совсем как то, за которым как-то сидела Корделия, не догадываясь о том, что ей незримо любуется Йоханнес.
Двадцать пятого сентября была сделана последняя дата в «Дневнике». Все кончено. Все позади, и Йоханнес более не желает видеть Корделию. Она отдалась ему – и потеряла все. Как ни жаль, нo те времена, когда девушка, которую обманули, могла превратиться в камень, миновали.
Теперь Йоханнеса занимает другой вопрос – он размышляет, как бы сделать так, чтобы оставить Корделию в уверенности, что это не обольститель бросил ее, а она – его? Такой способ покинуть сердце девушки кажется Йоханнесу весьма «поэтическим».

Комментариев нет:

Отправить комментарий