пятница, 5 июля 2013 г.

Лингвистическая антропология

В настоящее время подход к человеку стал "технологическим", как к некому механизму, действующему на основании условных рефлексов, поведение которого - "раздражительно-ответной" природы. Таким образом, обычно учат ремеслу, давая конкретный "рецепт", как и что делать. Большинство педагогических знаний давались в подобной форме испокон веков: человек сначала получал некие научные сведения, а потом, на их базе, - технологические рецепты, приемы, как эти сведения применить. Технология балансирует между ремеслом и наукой; в последнее время приоритет - за ремеслом. Однако "на все случаи жизни" рецептов не найти.

Общий психолог имеет дело с нормальным человеком - с таким, который отвечает более или менее одинаково и предсказуемо. У специального психолога проблема усугубляется, так как у его клиента реакции непредсказуемы. Человек - самый сложный и самый распространенный предмет из всех, с которыми нам приходится вступать в общение. Необходимо иметь осознанное представление о том, как устроен человек. Массовая психология близка клинической психопатологии! Нужен некий принцип, который позволяет отличить человека от того, кто человеком не является. Провести эту границу не всегда возможно. Данный курс - попытка изложить понятие о человеке.

На заре становления европейской науки возникли такие вопросы: "Что есть человек?", "Какова его сущность?". 
Из древнегреческой философии: Протагор дал человеку определение - "Двуногое без перьев"; на следующий диспут противник Протагора принес общипанного петуха: "Вот он, твой человек!". 
Однако подобные признаки - косвенные, а не сущностные, значит, есть более важные характеристики человека, делающие человека тем, что он есть.
Чтобы понять, в чем сущность человека, люди много веков ломали голову, и начали рассуждать о том, чем человек отличается от животного. Поэтому всем это - уже древние вопросы. Лингвистическая антропология - "наука будущего", так что на повезло! Данный предмет как дисциплина, как наука только складывается, вся данная область знаний только начинает складываться. Сложность в обучении - отсутствие необходимого учебника. 

Антропология - "наука о человеке". Человека изучает множество наук, и каждая из них изучает человека в каком-то определенном аспекте, в определенной проекции, в определенном ключе. Антропология также может быть рассмотрена с различных сторон. Однако есть одно "но": ни одна наука не дает понятия о человеке - предполагается, что он эти сведения уже получил раньше, до того, как начал изучать некую данную науку.
Однако это представление - бытовое, оно держится на неясных предпосылках, и все же оно есть. На это рассчитывают те, кто пишет учебники. Но представление это - не научное, оно не зиждется на постулатах, итд. А в занятиях психологией не помешает более детальное и четкое определение предмета изучения - человека.

Определение человека


Антропология выделилась из философии (уже после того, как из нее выделилась химия, физика, музыка, итп) в середине XIX в. Появилось учение Уоллеса и антропология занялась изучением антропогенеза - происхождением человека, полиморфизмом - разнородностью популяции на мужчин и женщин: расовой, этнической, половой итп.

В 1950-1960 гг. XX в. из антропологии возникла философская антропология, которая сложилась как наука уже после Второй мировой войны. Она отвечала на вопрос о сущности человека.

Лингвистическая антропология - подраздел философской антропологии, один из путей решения главной проблемы - определения человека. Вопрос состоит в том, чтобы решить, что такое человек, с абстрактной точки зрения. Люди, хоть все они и разные, по сути - то же самое, что и мы! :) "На основании какого критерия мы смогли бы отличить марсиан?" - этот вопрос и будет для нас главным. Суть данного взгляда на человека состоит в том, что человек понимается как существо, возникающее в результате обучения и воспитания, которое, в свою очередь,  возможно посредством усвоения языка. Следовательно, сущностное ядро человека - язык. Именно он образует каждого человека.

Есть некий индивидуальный и сущностный язык:
индивидуальный = индивидуальный язык человека,
сущностный язык = тот, на котором человек говорит (английский, немецкий, итп).

В Российской Федерации существует давняя и заслуженная школа психологов, работающих со слепоглухонемыми детьми. "Пионером" является американка,  которая первой научилась навязывать контакт таким детям.

(Продолжение следует...)


Комментариев нет:

Отправить комментарий