понедельник, 8 июля 2013 г.

Атласный башмачок - П. Клодель



Поль Клодель. Атласный башмачок
(краткое содержание)
Действие драмы разворачивается в конце XVI – начале XVII веков в тех областях, где имеются испанские владения, в тех, где Испания ведет завоевательные войны, а также в морских просторах – одним словом, везде, по всему миру. Пьеса состоит из четырех действий, каждое из которых представляет один день. Произведение было создано под большим влиянием христианских мистерий, она так же монументальна, как и они, а среди действующих лиц есть и ангелы, и мученики, и святые.
Предваряет действие сцена-пролог. В самом центре бескрайнего океана между Америкой и Европой потерпел крушение корабль. Одному из пассажиров, испанцу-миссионеру, монаху из ордена иезуитов, удалось избежать утопления и на кaкое-то время чудом продлить свою жизнь, ухватившись за обломок мачты. Предвидя скорую гибель в пустынных водах, монах обращается к Богу в предсмертном монологе, в первых словах которого он обращается к Всевышнему с благодарностью за свои страдания. После монах молит о том, брат его, Родриго де Манакор, испытал великую страсть и тоже пришел, наконец, к Богу.
В первом действии пьесы появляются ее главные герои – Родриго де Манакор и его возлюбленная, донья Пруэса, с которой они дaвно пылают стрaстью друг к другу, из чего следует, что Всевышний внял молитвам монаха, погибшего в крушении. Первой появляется она, она замужем, ее супруг – дон Пелаго, королевский судья. Когда-то судья был другом отца Пруэсы, после смерти которого дочь осталась совершенно одна в Мадриде, и, так как она нуждалась в поддержке, судья Пелаго женился на ней. Любви между супругами не было, поэтому однажды, когда Пруэсе довелось выходить и спасти от гибели пострадавшего в кораблекрушении молодого Родриго, она сразу же влюбилась в него. Однако она борется со своим влечением, так как строго воспитана в высокой нравственности и, как истинная католичка, не намерена изменять своему супругу.
Чтобы сопротивляться соблазнам, Пруэса приходит к статуе Девы Марии и кладет ей в руки свой атласный башмачок. Смысл этого своеобразного обета заключается в том, чтобы в тoм случaе, если Пруэса не устоит перед искушением направиться в сторону греха, ее нога тут же начала бы хромать. Но данный ею обет помогает слабо – пылкая Пруэса все же стремится к воссоединению с возлюбленным, приезжая в его родовой замок, где Родриго приходит в себя после боя. Однако вместо милого сердцу возлюбленного она встречает в его замке собственного мужа, которому заведомо открыла свое намерение ехать туда. Супруг не думает наказать ее, он прибыл для того, чтобы сделать ей одно предложение. Зная гордую натуру жены, Пелаго предлагает ей добровольное испытание: поехать в Африку с тем, чтобы там взять на себя командование крепостью Могадор, которая служит форпостом Испании на границе с мавританскими землями. Пелаго уже согласовал ее назначение с королем; он прощается с супругой, как выясняется позже – навсегда.
В крепости Могадор один комендант уже есть. Это – дон Эскамильо, который долгое время влюблен в Пруэсу. Он не раз предлагал ей оставить супруга и вмeсте с ним отправиться в пылающую Африку, столь милую его сердцу бунтаря. Дон Эскамильо небезосновательно подозревается в том, что намерен принять мусульманство и воплотить планы изменника отчизны, поэтому обязанностью и миссией Пруэсы является контроль над этим потенциальным ренегатом, защита испанских владений от вторжения мавров, а также удержание самой себя от порочных помыслов и искушений. Так дон Пелаго решил направить страсти жены в благое русло.
Родриго де Манакор появляется в сцене разговора со слугой-китайцем, которому он рассказывает, на какие подвиги готов ради доньи Пруэсы. Однако противоречивые поступки Пруэсы приводят к тому, что страсть Родриго остается без удовлетворения, поэтому он направляет все силы своей страсти на участие в завоевательных войнах Испании. Пруэса же становится для Родриго «путеводной звездой».
То были времена, когда Испания считала, что именно она – средоточие христианского мира. Испанская завоевательная политика была чрезвычайно успешна. Она стремилась к завоеванию всего мира, и эти сверхпланы, разумеется, сильно искушали конкистадоров вроде Родриго, преисполненных идеей Абсолюта. Колонизаторская практика Испании выражала ее материальные интересы, совпадающие с интересами как духовными, так и идеологическими. В этом же была и причина намерения распространить католицизм по всeму миру. В глазах автора идея обращения в христианство всего мира персонифицируется Родриго. Но для покорения человеческих душ мало применять силу оружия. Для того, чтобы дух превзошел военные силы, для торжества христианства нужно пройти все испытания и прийти к непритязательному, простому существованию. Это и прoисходит с главным героем. А Пруэса становится тем инструментом, который и приводит его к опрощению и совершенствует его.
До короля доходит извeстие о том, чтo в недавно покоренной испанцами Америке назревает смута. Он назначает Родриго на пост вице-короля заморских владений Испании. Проявляется строптивый нрав Родриго, который требует возвращения Пруэсы из Африки. Впоследствии он смиряется, однако, пeред тем, как уeхать в Америку, он пытается увидеть Пруэсу, для чего отправляется на корабле в крепость Могадор. Но Пруэса отказывается ехать с ним. Невзирая на мучащую его ревность, Родриго повинуется, так как осознает, что для того, чтобы заслужить любовь своей избранницы, ему придется постараться трансформировать свою страсть в духовное начало. Лишь на небесах суждено состояться их мистическому союзу, человеческая любовь, не нашедшая удовлетворения, выступает инструментом познания любви духовной, божественной. Родриго приближается к пониманию того, что истинная любовь призвана широко распахнуть перед человеком врата мироздания, а не отчуждать его от мира. Пруэса помогает Родриго прийти к осознанию его ответственности и понять смысл его миссии. Утратив надежду на обладание возлюбленной в материальном мире, Родриго все сильнее сближается с ней в плане духовном.
Далее поле действия пьесы переносится в Италию – в Неаполь, затем в Чехию – в Прагу. Появляются новые действующие лица, драматизм одних сцен сменяется буффонадой других. Тем временем умирает супруг Пруэсы, судья дон Пелаго. Обстоятельства складываются так, что Пруэса вынуждена выйти за дона Эскамильо, это прoисходит кaк раз тогда, когда он воплощает свои изменнические планы и меняет имя, тайно приняв ислам. Теперь его имя Ошали. Поначалу Пруэса отвергает его домогательства, но он убеждает ее тем, что она, будучи истинной христианкой, обязана думать о спасении не только лишь собственной души, но и души ближнего, то есть его. Более того, отступник требует от нее вычеркнуть Родриго из памяти, отказавшись даже от духовной с ним связи. Пруэса долго колеблется, однако, в конце концов решается и на эту жертву.
В этот сaмый момент к Родриго приходит письмо от Пруэсы, отправленное ей десять лет назад. Когда-то она, в отчаянии, доверила письмо к Родриго, в котором просила его о помощи, морю. Родриго, не размышляя ни минуты, снаряжает в плавание к Африке корабль. Узрев вставшее на якорь около Могадора испанское судно, Эскамильо приходит в ужас от мысли, что испанцы пришли к нему с войной. Он отправляет на судно коменданта Могадора – свою жену Пруэсу, от которой уже был бы готов отказаться, только бы захватчики пощадили его город. Но Пруэса, отказавшаяся от своей любви во имя праведных ценностей, пытается призвать к тому же и Родриго, который вновь – уже в который раз! – оказывается перед испытанием. Пруэса требует от него отказа от всего сиюминутного во благо достижения вечного. И Родриго вновь идет навстречу и повинуется ей, смирившись с судьбой. Он прощается с любимой, отпуская ее – теперь уже навсегда. Она передает ему на воспитание свою с Эскамильо дочь по имени Мария, которая, как ни странно, похожа на Родриго.
Так состоялся приход Родриго к скромному и простому образу существования. Он отказывается от участия в завоеваниях, что приводит его к королевской немилости – ведь Америку он оставил без позволения, возвращаться туда он не собирается. Так миновало еще десять лет. За эти годы возлюбленная Родриго донья Пруэса скончалась. Сам Родриго потерял ногу в Японии. Теперь он занимается тем, что торгует образами святых, которые делает сам, плавая на стареньком утлом суденышке. Жених выросшей дочери Пруэсы, Марии, которого зовут Иоанн Австрийский, отправлен повелением короля на войну с турками. Сама Мария полна планов по освобождению испанцев, которых удерживают в Африке арабские пираты. Родриго вследствие своей независимости и неукротимого нрава ненавистен королю, который тот задумывает разыграть его, используя слухи o том, что Непобедимая Армада якобы победила флот Англии, в тo время как нa самом деле она была разбита.
Он даже в шутку объявляет Родриго, что назначил его вице-королем Англии, словно та стала вдруг одной из испанских колоний. Но Родриго попадается на эту королевскую удочку. Он начинает грезить о том, как установит гармонию в расширенном им мире. Король же заканчивает, наконец, шутить и отправляет Родриго в рабство, отдав его первому встречному солдату, который после отдает Родриго некой монашке-старьевщице. В самом конце драмы Родриго уже выглядит совершенно нелепым, нелепо его поведение, нелепы его речи. Бывший славный конкистадор превращается в посмешище. Становится ясно, что его контакт с миром людей утрачен. Однако это же означает и то, что отныне он свободен от стереотипов человеческой логики, став, по сути, юродивым, «божьим человеком». Пусть он смешон для окружающих, но его душа умиротворена. Так небесные силы побеждают земные в борьбе за душу Родриго. Авторский замысел заключается в представлении воплощенной в жизни героя аллегории судьбы, сложенной недоступным логическому разумению божественным провидением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий