понедельник, 8 июля 2013 г.

Для ребенка проще запомнить "голубь", чем "девять"

Мне вспоминается один случай, когда у меня в гостях был мой 2-летний внук, которого я давно не видел. Он посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески и гордо сказал: "Вот это "Хитачи", а это "Тошиба"". Пытаясь скрыть свой восторг, я решил, что мой внук в 2 года уже может прочесть китайские иероглифы "Хитачи" и "Тошиба". Я спросил его маму, когда он выучил китайский алфавит, и тут выяснилось, что он не читал "Хитачи" и "Тошиба" по-китайски, а просто запомнил торговые марки как образы и так их различал. Надо мной все смеялись, как над "глупым, любящим дедом", но я уверен, что такое бывает у многих.
Недавно я получим письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы, которая прочла в еженедельнике серию моих статей о раннем развитии. Из ее письма я узнал, что ее старший 2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было около 2-х лет. Уже через несколько месяцев он мог легко назвать около 40 автомобилей и японских и иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку машины, которая стояла под чехлом. А немного раньше, наверное под влиянием телепрограммы "ЭКСПО-70", он начал запоминать флаги разных стран и теперь мог узнать и правильно назвать флаги 30 стран, включая такие, как флаг Монголии, Панамы, Ливана - флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Этот пример говорит о том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у взрослых. Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, - способность младенца узнавать лицо своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на руки незнакомые люди, и успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.
В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в нашей "Ассоциации раннего развития". Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как "голубь" или "жираф". Дело в том, что для ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие изменения в выражении лица, трудные китайские иероглифы - не проблема. В отличие от абстрактных слов, таких, как "девять", он может легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие, как "жираф", "енот", "лиса", как б трудны они ни были. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок может обыграть взрослого в карты. Если взрослому сознательно приходится запоминать место, число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью. 
_____________________
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с. (c) Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.

Комментариев нет:

Отправить комментарий