Мне
вспоминается один случай, когда у меня в гостях был мой 2-летний внук, которого
я давно не видел. Он посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески и гордо
сказал: "Вот это "Хитачи", а это "Тошиба"".
Пытаясь скрыть свой восторг, я решил, что мой внук в 2 года уже может прочесть
китайские иероглифы "Хитачи" и "Тошиба". Я спросил его
маму, когда он выучил китайский алфавит, и тут выяснилось, что он не читал
"Хитачи" и "Тошиба" по-китайски, а просто запомнил торговые
марки как образы и так их различал. Надо мной все смеялись, как над
"глупым, любящим дедом", но я уверен, что такое бывает у многих.
Недавно я
получим письмо от 28-летней мамы из Фуджисавы, которая прочла в еженедельнике
серию моих статей о раннем развитии. Из ее письма я узнал, что ее старший
2,5-летний сын начал запоминать марки автомобилей, когда ему было около 2-х
лет. Уже через несколько месяцев он мог легко назвать около 40 автомобилей и
японских и иностранных марок, иногда он мог даже назвать марку машины, которая
стояла под чехлом. А немного раньше, наверное под влиянием телепрограммы
"ЭКСПО-70", он начал запоминать флаги разных стран и теперь мог узнать
и правильно назвать флаги 30 стран, включая такие, как флаг Монголии, Панамы,
Ливана - флаги, которые и взрослый вспомнит с трудом. Этот пример говорит о
том, что у детей есть одно качество, которого давно нет у взрослых. Ребенок
наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет
ничего общего с анализированием, этому ребенок научится значительно позже.
Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, - способность младенца узнавать
лицо своей мамы. Многие малыши начинают плакать, если их берут на руки
незнакомые люди, и успокаиваются и улыбаются на руках у мамы.
В качестве
эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в нашей
"Ассоциации раннего развития". Трехлетние дети легко запоминали такие
сложные китайские иероглифы, как "голубь" или "жираф". Дело
в том, что для ребенка, который без особых усилий запоминает даже малейшие
изменения в выражении лица, трудные китайские иероглифы - не проблема. В
отличие от абстрактных слов, таких, как "девять", он может легко
запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие, как
"жираф", "енот", "лиса", как б трудны они ни
были. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок может обыграть
взрослого в карты. Если взрослому сознательно приходится запоминать место,
число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью.
_____________________
Масару Ибука. После трех уже
поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с. (c) Перевод на русский язык
М. и Н.Перовых, 1991.
Комментариев нет:
Отправить комментарий