Артур
Миллер. Это случилось в Виши
(краткое содержание)
Действие
пьесы происходит во Франции в 1942 году. На скамье в камере предварительного
заключения – несколько человек, среди которых подросток лет пятнадцати; их
испуганные лица полны тревоги. Все эти люди были схвачены прямо на улице
немецкими солдатами, задержанные не понимают, за что – может быть, их доставили
сюда для проверки документов, а может, это что-то другое. Художнику Лебо
солдаты при задержании измерили длину носа – может, они ловят евреев? Байяр,
рабочий, говорит, что он слышал от кого-то, что в Тулузе идут облавы на евреев
в последнее время. Сам Лебо думает, что их хотят выслать в Германию и отправить
там на принудительные работы. А что дальше? Концлагерь?
Прилично
одетый деловой человек, Маршан, не участвующий в разговоре, время от времени
смотрит на часы, его вид выражает брезгливость. Когда в конце коридора
появляется профессор Гофман в сопровождении майора, Маршан заявляет им, что ему
некогда, он спешит на важную встречу в министерстве снабжения, поэтому желал
бы, чтобы его приняли первым. Профессор Гофман и майор соглашаются, чтобы он
первым вошел в кабинет.
Разговор
продолжается. Актер Монсо все еще наивно надеется на хорошие перспективы. Он
рассказывает, как его кузен, которого отправили в Освенцим, писал оттуда, что
ему там очень нравится, его даже обучили укладывать кирпичи. На это Байяр
только морщится, он убежден, что с фашистами лучше дела никакого не иметь,
потому что доверять им совершенно нельзя.
В
числе сидящих на скамье мужчин находится князь фон Берг, этот факт приводит в
недоумение всех присутствующих. Особенно удивлен психиатр Ледюк, который всегда
был убежден в том, что уж кто-кто, а аристократы всегда на стороне любого
режима, в том числе реакционного. Князь фон Берг спокойно отвечает на это, что,
без сомнения, некоторые аристократы поддерживают реакционеров, однако многие не
желают позорить свои имена коллаборационизмом, так как дорожат своей семьей и
честью. Фашисты не могут иметь союзников из числа настоящих аристократов,
потому что фашизм – это неслыханный взрыв хамства. Аристократия – утонченное
общество, которое не может содействовать превращению Европы в застенки, потакая
преследованию евреев.
Наконец,
дверь кабинета, в которую первым вошел Маршан, открывается. Маршан выходит,
пятясь, в его руке пропуск. Лица остальных озаряет проблеск надежды – не все
так плохо, если отпустили Маршана, ведь он – точно еврей.
Актер
Монсо дает остальным совет не казаться обреченными, для этого необходимо
держаться уверенно, потому что на тех, кто выглядит жертвой, у фашистов особый
нюх, а их необходимо заставить поверить в то, что ты вовсе не изгой.
Рабочий
Байяр, который относит себя к марксистам, отвечает на это, что треклятая
буржуазия впустила фашистов, продав Францию, желая изничтожить ее рабочий
класс. Поэтому необходимо опираться на идеологию коммунизма, тогда ты
почувствуешь себя сильным, а изворачиваться и быть приспособленцем – это
постыдно.
Психиатр
Ледюк вступает с Байяром в спор, он сомневается в том, что, какая-либо
идеология способна помочь в том случае, когда к человеку применяются пытки и
физическое воздействие.
После
Маршана в кабинет вызывают Байяра и официанта. Обратно они не возвращаются.
Задержанных охватывает тревога, появляется предположение о том, что, вероятно,
в кабинете всех их заставят снять штаны, чтобы проверить, обрезаны они или нет.
Таким образом, сразу выяснится, кто еврей, и тогда точно отправят в концлагерь
и там сожгут в печах.
Психиатр
проявляет решительность и предлагает устроить побег, это предложение
поддерживается художником Лебо и подростком, который был задержан по дороге в
ломбард, куда его послала мать, чтобы он заложил ее обручальное кольцо.
В
кабинете находятся профессор, майор и капитан. Они проверяют документы и
проводят процедуру дальнейшего осмотра. Двое из них – профессор и капитан –
убежденные антисемиты, которые полностью уверены в том, что их действия
абсолютно правильны. Третий, майор – только что вернувшийся с фронта новичок,
заметно, что его обязанности его шокируют. Догадавшись о планируемом побеге,
майор предостерегает психиатра о том, что снаружи их стережет вооруженная
охрана, а не один лишь часовой, как они думали прежде.
Один
за другим задержанные заходят в кабинет. Наступает момент, когда в камере
остается только двое – это психиатр Ледюк и князь фон Берг. Психиатр полон
пессимизма, князь пытается успокоить его, говоря, что среди людей есть и
множество порядочных. Ледюк говорит, что в порядочности фон Берга он не
сомневается, но также не сомневается и в том, что князь наверняка радуется,
понимая, что его отпустят, как только выяснится его аристократическое
происхождение. Это умозаключение психиатра глубоко ранит князя, ведь сам он
очень болезненно относится даже к обыденному антисемитизму. Когда он жил в
Австрии, фашисты арестовали троих музыкантов из его оркестра, впоследствии
узнав о том, что музыканты были уничтожены, князь был на грани самоубийства.
Ледюк
рассказывает, что покинул укрытие, отправившись в город купить лекарство от
зубной боли для жены, когда его схватили. Он просит князя, чтобы тот, когда его
выпустят, сообщил родным психиатра о том, что с ним случилось. Фашисты вызывают
в кабинет князя. Практически сразу же он выходит, держа в руках пропуск. Князь,
не колеблясь, отдает его Ледюку. Этот
день научил князя тому, что иметь чистую совесть можно лишь помогая, совершая
поступки; одного сочувствия недостаточно. Ледюк, мгновение поколебавшись, берет
пропуск и покидает камеру.
Из
кабинета выходит профессор, чтобы вызвать следующего задержанного. Однако он
видит лишь фон Берга, сидящего недвижно на скамье и смотрящего невидящим
взглядом в пустоту. Профессор понимает, что произошло, поднимается тревога. Тем
временем в другом конце длинного коридора появляются сыщики, которые ведут
четырех новых задержанных. Они загоняют арестантов в камеру, те садятся на
скамью, озираясь вокруг. Для этих людей все еще впереди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий