четверг, 4 мая 2017 г.

Моисей Тейф - Виолончель. Поэма / Пер. с идиша Ю. Гордиенко



Виолончель

1

Едва я смежу ресницы,
Когда на дворе апрель,
Мне снова, как в детстве, снится
Золотая виолончель.


Боясь потревожить спящих,
Не зажигая огня,
На голос ее щемящий
Иду. Он зовет меня.

Спускаюсь маленьким гномом
По деке в резную щель.
Таинственным, незнакомым,
Чудесным, поющим домом
Становится виолончель.

Там с дирижерского места,
Постучав по доске,
Невидимому оркестру
Приказываю, как маэстро
С палочкою в руке…

Да, это было со мною.
Как это было? — постой…
Не тронулся сединою,
Мать умерла весною.
Остался я сиротой.

Но с материнской любовью
В тиши весенних ночей
Мне пела у изголовья
Золотая виолончель.

Ночь. Я лежу в кровати.
Час тихий такой,
Как будто законопатил
Все щели в доме покой.

2

В пути потеплел Гольфштрем ли,
До срока ли рассвело
На полюсе? Чу, — на землю
Хлынуло вдруг тепло.

Солнце пробило тучи,
И с крыш, торопя капель,
Голосом всех созвучий
Заговорил апрель.

Теперь Гулливером стать бы,
Теперь, в предместьях Москвы,
Рукою с неба достать бы
Лоскут его синевы;

В ладонях разгладив ласково
Над паром вод и земель,
Носить приколотым к лацкану,
Как знамя твое, апрель.

Вернуться зарей вечерней,
Тронуть смычком струну
Чуткой виолончели,
Научившей любить весну.

3

Этим весенним вечером
Виолончель горячо,
Чуть озорно и доверчиво
Прилегла на мое плечо.

Мотив, услышанный где-то,
Под легким смычком возник —
Сам я придумал это?
Или маэстро Григ?

Журчанье воды по гребле.
Плывущие облака.
Таинственный вздох на стебле
Раскрывшегося цветка.

Раздор воробьиный в садике
И песни, с отвагой всей
Скачущие, как всадники,
С приветом к домам друзей.

Главный всадник в дороге
Сбился, загнав коня.
Не постучит на пороге
Ласковой недотроги,
Долго ждавшей меня.

…Осекся струны певучей
И замер щемящий звук:
Без адреса только случай
Сведет, да и то не вдруг.

4

Иду. Хрустит под подошвами
Бульвара свежий песок.
Нежный голос из прошлого
Вдруг ударил в висок.

Как выстрел, ошеломил он,
Неужели — она?
Время не изменило
Облик простой и милый…
Оклик. И тишина.

Вся она в солнце, в бликах…
Стою, не веря глазам.
Фантазия это Грига
Или придумал сам?

…Город босого детства,
Тяжесть отчей руки.
Дом. Базар по-соседству.
Мостик. Сад у реки.

Влюбленных тесные пары,
И с вечера до зари:
«Кирпичики» под гитару
И «Шахта номер три».

Двадцатого бомбардировка.
Поляки. Взбивая пыль,
Бегу к возлюбленной, ловкий
Как Гарри Пиль.

Увы, не вышло по-моему, —
Меня не могла понять
И обдала помоями
Ее сварливая мать.

Потом — любовь идеальная
(Как это было давно!),
Условно-провинциальная
С мороженым и кино.

Куда-то уехал вскоре я,
И все решили: шальной!
…Студентка консерватории
Идет по Москве со мной;

Гибкая и прямая,
Прыгает через ручей,
Бережно прижимая
Зачехленную виолончель.

— Слышала от знакомых,
Передавали мне,
Что ты живешь не в хоромах, —
Один, от всех в стороне.

В Минске твои сестрицы
Хором твердили, в лад:
Годы! Пора жениться.
Когда он остепенится?
Жаловались — талант!

5

Вечер. Под фонарями
Шумит поток москвичей.
Все еще между нами
Зачехленная виолончель.

На Сухаревке, у башни
Ждем пятнадцать минут.
— Мейшка, возьми багаж мой.
Проводишь. Одной мне страшно —
 Еще в трамвае помнут. —

Тесен трамвай вечерний.
Двое — сядем, пройдем.
Если с виолончелью,
Это уже — втроем!

И тут раздумывать нечего —
Не упустить момент.
…Ласково и доверчиво
Ко мне приник инструмент.

В вагоне битком набито —
Усталый, хмурый народ.
Ругань, мелочи быта,
Площадной анекдот.

Сказал я, глядя в их лица,
Лучшую из речей:
— Друзья! Прошу потесниться,
Со мною — виолончель.

Тетушка, сдай в сторонку,
Постой, браток, не спеши,
В этом чехле — звонкие
Струны твоей души… —

Наступаю на чью-то ногу.
Но вправо-влево сдают.
Трамвай попритих. Дорогу
Инструменту дают;

Исцарапанными о камень,
Закопченными у печей
Мозолистыми руками
Оберегают виолончель.

Усталость и злость забыты,
Мелочью слов бренча,
Тяжелый мешок быта
Сваливается с плеча.

6

Романтическое кочевье.
С любимою в поздний час.
Троих — с виолончелью —
Трамвай баюкает нас.

Сидят и стоят у окон
В звенящем, в бегущем, в нем —
С Запада и с Востока
Люди разных племен.

Каждый приветствует каждого —
Раскланиваться успевай.
…Ученики Микеланджело
В пути встречают трамвай.

В знамен шелестящем зареве
Вчерашние новички —
Наследники Страдивари
Взвивают смычки.

Полотнища шелка взвихрены.
Идут — тесна колея —
Растрелли и Воронихина
Подмастерья и сыновья.

Цехи, плеяды, школы —
Все, кто провидел, знал
Варшавянку и карманьолу,
«Интернационал».

Красок великолепье,
Звуков прибой морской.
Владимир Ленин в кепи,
С поднятою рукой.

На площади Всех Наций
Светло приветствует он
Величайшую из демонстраций
Уходящих в даль времен;

Колонны, вперед идущие.
Песни и гром речей,
И надо всем — поющая
Расчехленная виолончель…

7

Я спал. Меня разбудила
Нежно чья-то рука.
Голос ласковый, милый
Донесся издалека.

Отзвук ли это, эхо ли
Неповторимого сна:
— Милый, проснись. Приехали. —
Утро. Весна.

Рассвет свой костер затеплил.
Плывут, клубясь, облака.
Доносится вздох на стебле
Раскрывшегося цветка.

Предместьем идем, дворами
Просыпающихся москвичей,
Она и я, между нами —
Виолончель.

1964
Пер. Ю. Гордиенко

Источник:

Песнь о братьях. Тейф Моисей Соломонович. М.: Художественная литература, 1981
Язык оригинальной книги: Идиш



Комментариев нет:

Отправить комментарий