А.
Никитин. Хождение за три моря
(краткое содержание)
(краткое содержание)
Действие произведения разворачивается предположительно в 1458 году.
Афанасий Никитин, купец, пускается в плавание из Твери, в которой он родился и
вырос, в землю Ширванскую (находившуюся на территории сегодняшнего Азербайджана).
Никитин имеет при себе путевые грамоты, подписанные архиепископом Тверским
Геннадием и Великим князем Тверским Михаилом Борисовичем. Афанасий с другими
купцами держат путь по Волге, занимая все вместе два судна. Суда их проходят
мимо Клязьминского монастыря, Углича, и прибывают к Костроме. Кострома в те
времена принадлежала землям Ивана III, чей наместник позволяет судам следовать
далее.
Путь Афанасия неблизкий, по дороге он пишет заметки о своем «хождении за
три моря». По-персидски «море» называется «дарья», поэтому записи делятся на
дарью Хвалисскую, которая означает первое море – Дербентское (оно же –
Каспийское), дарью Гундустанскую, означающую второе – Индийское море, и дарью
Стамбульскую, то есть море Черное – третье.
Казань караван судов миновал благополучно. Также беспрепятственно прошли
Орду и Услан, Сарай и Березань. Однажды купцы получают предупреждение о том,
что татары поджидают караван в засаде. Посол Хасан-бек благодарит осведомителей
дарами с тем, чтобы они помогли провести караван безопасной дорогой. Однако
полученные подарки не помешали неверным известить татар о приближении судов,
которые настигли караван на отмели волжского устья, в Богуне. Завязавшаяся
перестрелка принесла потери и той, и другой стороне. Татары разграбили судно,
груженое товарами Никитина, как и второе судно, побольше, которое село на мель
в море, а четверо русских с его борта оказались в татарском плену. Прочие были
отпущены с пустыми руками и в слезах в открытое море, а, выйдя на берег, тут же
попали в плен.
По прибытии Дербент, Афанасий Никитин обращается за помощью, к послам –
Василию Панину, благополучно дошедшему к Каспию, и Хасан-беку. Он просит их заступиться
за плененных русских и помочь вернуть груз. Долгие хлопоты приводят к тому, что
люди отпущены, однако товары вернуть не удается, потому что пришедшее с моря
считается собственностью того, кому принадлежит побережье. Пришлось купцам уйти
ни с чем.
Люди оказались кто где – одни отправились искать работу в Баку, другие
задержались в Шемахе. Никитин решает направиться к Дербенту, после него – к
Баку, а оттуда – за море, в Чапакур, где остается на полгода. Из Чапакура он
держит путь в Сари, где проводит месяц, еще один месяц живет в Амале. О Рее
Афанасий рассказывает, что тут сложили головы потомки Мухаммеда, который
наложил проклятье, разрушившее семьдесят городов. Еще месяц Никитин живет в
Кашане, еще один – в Езде, о которой говорит, что здесь «скот домашний кормят
финиками». Многие города в его записях остаются неназванными. Афанасий
добирается морским путем в Ормуз, на остров, где так жарко, что, наверно, можно
сгореть, здесь он в первый раз своими глазами наблюдает приливы и отливы. Месяц
спустя он плывет на индийском судне, у которого нет верхней палубы, называемом
«тава», за Индийское море, оттуда идет до Камбея, а потом добирается до Чаула.
Никитин проявляет интерес ко всему, связанному с торговлей и следит за
состоянием рынка. Он разочарован тем, что, хотя ему и ему сказали, что есть
разный товар, а на самом деле оказалось совсем не так: «для нашей земли ничего
нет». С собой в «Индийскую землю» Никитин привозит коня, купленного за сто
рублей, однако, этого коня отнимает у него хан. Хан объясняет это тем, что
Афанасий русин, а не мусульманин, а коня положено иметь только мусульманину. Он
говорит, что готов вернуть Афанасию коня в том случае, если тот примет ислам в
ближайшие четыре дня. Срок приходился на Успенский пост – Спасов день, однако в
канун в городе объявился казначей Мухамед, вроде как хорасанец – из тех мест,
«откуда приходит солнце», который заступился за Никитина и коня русскому купцу
вернули. Афанасий называет это «чудом господним, случившимся на Спасов день», он уверен, что Господь
сжалился над ним, грешным, не оставив его своей милостью.
Оказавшись в Бидаре, Афанасий вновь проявляет интерес к товару; он пишет
о том, что продается на торгу: жеребцы, ткани, шелка, разные товары для черных
рабов, все – «гундустанское». Из продовольствия – только овощи, а «для нашей
земли» тут тоже нет ничего.
Афанасий вдается в описания нравов и обычаев тех народов, которые
заселяют Индию: он рассказывает, что люди из простого народа здесь все черные,
что они ходят нагими, с непокрытой головой и голой грудью, а волосы они
заплетают в косу. Отмечает, что многие брюхаты и ежегодно родят детей, которых
тут очень много. Пишет, что, куда бы он ни шел – везде за ним множество народа,
дивящегося на белого человека.
Любознательному русскому путешественнику, интересующемуся всем, здесь
открывается многое: сельское хозяйство, армия, военная наука. Никитин пишет о
том, что бои ведутся преимущественно на слонах, воины одеты в доспехи, так же
как и лошади. Головы и бивни слонов вооружены огромными коваными мечами, на
самих слонах – булатные доспехи, а также башенки, в которых размещается дюжина
человек, и у каждого из них – пушки и стрелы.
Особый интерес у Никитина вызывает религиозная тема. Он договаривается
отправиться вместе с индусами в Парват, о котором рассказывает, что это для них
то же, что Иерусалим, то же, что Мекка - для «бесермен». Ему удивительно то,
что в Индии сосуществуют семьдесят четыре разных веры, и что люди,
принадлежащие к разным верам, вместе не едят, не пьют, не женятся друг на друге
(здесь он говорит о кастах).
Никитина печалит то, что он сбился со своего родного – русского –
церковного календаря, так как священные писания он утратил в тот день, когда
его судно было разграблено. Он расстроен тем, что не соблюдает христианские
праздники – Пасху, Рождество Христово, и тем, что не держит постов по средам и
пятницам. Он говорит, что уповает лишь на молитвы к Богу о спасении себя, живя
в кругу иноверных. Афанасий пытается определить день, на который придется
Пасха, пытаясь читать звездное небо. С «пятой Пасхой» он принимает решение
вернуться на родину, на Русь.
Вновь и вновь Никитин ведет записи о том, что довелось ему повидать, а
также он записывает различные сведения, получаемые им от сведущих людей, о
портах и торгах, какие есть от Египта и до самого Дальнего Востока. Он делает
отметки о том, в каких местах «родятся алмазы», а в каких «родится шелк», а
также предостерегает тех путешественников, которым доведется прочесть его
заметки, о том, какие трудности могут им встретиться на пути, описывает
междоусобицы, происходящие у соседствующих народов.
Еще целых полгода Афанасий скитается по разным городам, и, наконец,
прибывает в порт – город Дабхол. Заплатив два золотых, Никитин отплывает на
корабле через Эфиопию в Ормуз. с эфиопами удалось договориться и судно избежало
ограбления.
Из Ормуза Никитин идет по суше в направлении Черного моря, добираясь этим
путем в Трабзон. За один золотой он отправляется в Кафу (Крым) на корабле.
Начальник городской охраны, посчитав Никитина шпионом, грабит его. Переход моря
осложнен осенней непогодой и ветрами, которые заносят их судно, как пишет
Афанасий, к самой Балаклаве. оттуда они идут в сторону Гурзуфа, где делают
остановку на пять дней. Афанасий пишет, что добрался он до Кафы милостью Божьей
за девять дней до поста Филиппова, это радует его, он восславляет
Господа-Творца, чьей милостью прошел он три моря. Об остальном, как он говорит,
«ведает лишь Бог-покровитель, аминь!».
Комментариев нет:
Отправить комментарий