понедельник, 8 июля 2013 г.

Это случилось в Виши - А. Миллер



Артур Миллер. Это случилось в Виши
(краткое содержание)
Действие пьесы происходит во Франции в 1942 году. На скамье в камере предварительного заключения – несколько человек, среди которых подросток лет пятнадцати; их испуганные лица полны тревоги. Все эти люди были схвачены прямо на улице немецкими солдатами, задержанные не понимают, за что – может быть, их доставили сюда для проверки документов, а может, это что-то другое. Художнику Лебо солдаты при задержании измерили длину носа – может, они ловят евреев? Байяр, рабочий, говорит, что он слышал от кого-то, что в Тулузе идут облавы на евреев в последнее время. Сам Лебо думает, что их хотят выслать в Германию и отправить там на принудительные работы. А что дальше? Концлагерь?
Жизнерадостный молодой человек качает недоверчиво головой, это – Монсо, он работает актером в театре. Вряд ли их собираются отправить в концлагерь, ведь множество людей по собственной воле уезжают работать в Германию, и, говорят, они даже получают там паек в двойном размере. Но Байяр не верит в это: ведь тех, о ком говорит Монсо, запирают в вагонах, из которых доносится вонь – разве стали бы так запирать добровольцев?
Прилично одетый деловой человек, Маршан, не участвующий в разговоре, время от времени смотрит на часы, его вид выражает брезгливость. Когда в конце коридора появляется профессор Гофман в сопровождении майора, Маршан заявляет им, что ему некогда, он спешит на важную встречу в министерстве снабжения, поэтому желал бы, чтобы его приняли первым. Профессор Гофман и майор соглашаются, чтобы он первым вошел в кабинет.
Разговор продолжается. Актер Монсо все еще наивно надеется на хорошие перспективы. Он рассказывает, как его кузен, которого отправили в Освенцим, писал оттуда, что ему там очень нравится, его даже обучили укладывать кирпичи. На это Байяр только морщится, он убежден, что с фашистами лучше дела никакого не иметь, потому что доверять им совершенно нельзя.
В числе сидящих на скамье мужчин находится князь фон Берг, этот факт приводит в недоумение всех присутствующих. Особенно удивлен психиатр Ледюк, который всегда был убежден в том, что уж кто-кто, а аристократы всегда на стороне любого режима, в том числе реакционного. Князь фон Берг спокойно отвечает на это, что, без сомнения, некоторые аристократы поддерживают реакционеров, однако многие не желают позорить свои имена коллаборационизмом, так как дорожат своей семьей и честью. Фашисты не могут иметь союзников из числа настоящих аристократов, потому что фашизм – это неслыханный взрыв хамства. Аристократия – утонченное общество, которое не может содействовать превращению Европы в застенки, потакая преследованию евреев.
Наконец, дверь кабинета, в которую первым вошел Маршан, открывается. Маршан выходит, пятясь, в его руке пропуск. Лица остальных озаряет проблеск надежды – не все так плохо, если отпустили Маршана, ведь он – точно еврей.
Актер Монсо дает остальным совет не казаться обреченными, для этого необходимо держаться уверенно, потому что на тех, кто выглядит жертвой, у фашистов особый нюх, а их необходимо заставить поверить в то, что ты вовсе не изгой.
Рабочий Байяр, который относит себя к марксистам, отвечает на это, что треклятая буржуазия впустила фашистов, продав Францию, желая изничтожить ее рабочий класс. Поэтому необходимо опираться на идеологию коммунизма, тогда ты почувствуешь себя сильным, а изворачиваться и быть приспособленцем – это постыдно.
Психиатр Ледюк вступает с Байяром в спор, он сомневается в том, что, какая-либо идеология способна помочь в том случае, когда к человеку применяются пытки и физическое воздействие.
После Маршана в кабинет вызывают Байяра и официанта. Обратно они не возвращаются. Задержанных охватывает тревога, появляется предположение о том, что, вероятно, в кабинете всех их заставят снять штаны, чтобы проверить, обрезаны они или нет. Таким образом, сразу выяснится, кто еврей, и тогда точно отправят в концлагерь и там сожгут в печах.
Психиатр проявляет решительность и предлагает устроить побег, это предложение поддерживается художником Лебо и подростком, который был задержан по дороге в ломбард, куда его послала мать, чтобы он заложил ее обручальное кольцо.
В кабинете находятся профессор, майор и капитан. Они проверяют документы и проводят процедуру дальнейшего осмотра. Двое из них – профессор и капитан – убежденные антисемиты, которые полностью уверены в том, что их действия абсолютно правильны. Третий, майор – только что вернувшийся с фронта новичок, заметно, что его обязанности его шокируют. Догадавшись о планируемом побеге, майор предостерегает психиатра о том, что снаружи их стережет вооруженная охрана, а не один лишь часовой, как они думали прежде.
Один за другим задержанные заходят в кабинет. Наступает момент, когда в камере остается только двое – это психиатр Ледюк и князь фон Берг. Психиатр полон пессимизма, князь пытается успокоить его, говоря, что среди людей есть и множество порядочных. Ледюк говорит, что в порядочности фон Берга он не сомневается, но также не сомневается и в том, что князь наверняка радуется, понимая, что его отпустят, как только выяснится его аристократическое происхождение. Это умозаключение психиатра глубоко ранит князя, ведь сам он очень болезненно относится даже к обыденному антисемитизму. Когда он жил в Австрии, фашисты арестовали троих музыкантов из его оркестра, впоследствии узнав о том, что музыканты были уничтожены, князь был на грани самоубийства.
Ледюк рассказывает, что покинул укрытие, отправившись в город купить лекарство от зубной боли для жены, когда его схватили. Он просит князя, чтобы тот, когда его выпустят, сообщил родным психиатра о том, что с ним случилось. Фашисты вызывают в кабинет князя. Практически сразу же он выходит, держа в руках пропуск. Князь, не колеблясь,  отдает его Ледюку. Этот день научил князя тому, что иметь чистую совесть можно лишь помогая, совершая поступки; одного сочувствия недостаточно. Ледюк, мгновение поколебавшись, берет пропуск и покидает камеру.
Из кабинета выходит профессор, чтобы вызвать следующего задержанного. Однако он видит лишь фон Берга, сидящего недвижно на скамье и смотрящего невидящим взглядом в пустоту. Профессор понимает, что произошло, поднимается тревога. Тем временем в другом конце длинного коридора появляются сыщики, которые ведут четырех новых задержанных. Они загоняют арестантов в камеру, те садятся на скамью, озираясь вокруг. Для этих людей все еще впереди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий