Разница в
восприятии и реакции у ребенка и взрослого становится заметной, когда они
вместе начинают читать книжку с картинками или сказку. Мадам Монтессори,
великий итальянский первооткрыватель раннего детского образования, в своей
книге приводит пример поведения маленького ребенка. Мама дала своему
полуторагодовалому ребенку цветные картинки разных животных и сцен охоты.
Ребенок показал картинки мадам Монтессори и стал повторять на своем детском
языке: "Машина, машина". Она никак не могла найти ничего похожего на
машину и вопросительно сказала: "Здесь нет машины?" - "Вот
она", - гордо показал малыш, тыкая пальчиком в картинку. Тогда она
вгляделась внимательнее. На картинке были нарисованы собака, охотник, лошадь,
и, наконец, на заднем плане она разглядела полоску, похожую на дорогу, и на ней
точку. Мальчик ткнул пальцем в точку и сказал: "Машина". И
действительно, это была крошечная машинка.
"Маленький
негритенок по имени Самбо шел по дорожке и нес подарки, которые он получил в
свой день рождения. По дороге он встретил диких зверей, и они отняли у него все
подарки. Он заплакал и пошел домой. Но дома папа и мама успокоили его. И
счастливый, он уселся за обеденный стол, на котором стоял большой праздничный
пирог, такой же, как на этой последней картинке," - закончила свой рассказ
мама и закрыла книжку. Ее маленький сын вдруг возразил: "Нет, он
плачет", и показал на заднюю обложку, где был нарисован Самбо, весь в
слезах.
Другими
словами, восприятие маленького ребенка спонтанно и часто кажется взрослым
произвольным, поэтому, обращаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от
предвзятых мнений и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так,
как его видят дети.
_____________________
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с. (c) Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.
Комментариев нет:
Отправить комментарий