С древних
времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность,
каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте
трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в
этом же возрасте, большинство реагирует просто: "Конечно, они же
гении".
И
наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе,
у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример -
история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере
к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все
усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все
усилия оказались напрасны. Принято считать само собо разумеющимся, что ребенок,
рожденный человеком, - человек, а детеныш волка - волк. Однако у этих девочек и
в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что
образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после
рождения, скорее всего и определяет, кем он станет - человеком или волком!
Размышляя
над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние
на новорожденною оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема
приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья
и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием
организации "Японская ассоциация раннего развития". Наши и зарубежные
ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить проанализировать и
расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на
скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.
По мере
того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько
порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях
все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много
внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно
современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже
завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направит свои усилия на
раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?
Раннее
развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и
цифрами. Главное - введение нового опыта "вовремя". Но только тот, кто
ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это
"вовремя". Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам. Масару Ибука
_____________________
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с. (c) Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.
Комментариев нет:
Отправить комментарий