Андре
Мальро. Королевская дорога
(краткое содержание)
Действие
романа разворачивается на территории Юго-Восточной Азии – Таиланда (до 1939
года официальное название – Сиам), Камбоджи и Южного Вьетнама спустя несколько
лет после окончания Первой мировой войны. В Европе повышается интерес к
восточным редкостям, и один молодой француз-археолог по имени Клод Ваннек,
мечтая разбогатеть, отправляется в Сиам на поиски старинных азиатских сокровищ
– кхмерских барельефов.
Перкену
нужны деньги, к тому же он хочет узнать, как сложилась судьба его давно
пропавшего друга Грабо, след которого затерялся в местности обитания туземного
племени мои на Сиаме, поэтом он принимает предложение Клода об участии в этой
экспедиции. Клод и Перкен договариваются встретиться в городе Пномпене, затем
Перкен оставляет корабль, сойдя в Сингапуре, а Клод продолжает путь дальше, в
отделение Французского института в Сайгоне, которое и отправило его в эту
командировку под предлогом археологических исследований. Там Клод получает
реквизиторские талоны, дающие право нанимать возчиков с повозками. Однако в
институте Клода предупреждают о том, что барельефы кхмеров, которые он найдет,
должны быть оставлены на месте, так как теперь разрешено лишь описывать их.
Представитель
колониальной администрации Франции в Бангкоке предупреждает молодого археолога,
чтобы он не связывался с таким авантюристом как Перкен: этот тип опасен, он в
Европе он пытался закупить пулеметы. Когда Клод встречается с Перкеном, тот
объясняет, что освободить свои племена от нашествий европейцев – его заветная
мечта.
На
Королевской дороге белые люди чувствуют себя оказавшимися перед лицом вечности:
неодолимая природа, воплощенная в непроходимых джунглях, казалось, способна в
любую минуту раздавить человека, словно ничтожную букашку. Клод и Перкен
медленно двигаются вперед сквозь джунгли, их сопровождают возчики, проводник,
бой Кса и камбоджиец Свай – его к ним приставил французский уполномоченный,
который крайне отрицательно воспринял затею искателей барельефов. Первое время
поиски не приносят никаких плодов - не удается найти ни одной сохранившейся
плиты с интересной резьбой среди руин. Клод близок к отчаянию, как вдруг удача
улыбается путешественникам – им попадается барельеф с изображенными на нем
танцовщицами.
Молодой
археолог убежден, что за эти плиты можно получить больше полумиллиона франков.
Перкен, который прежде ездил за деньгами в Европу, ошеломлен – каждая из плит
стоит двести винтовок и десять пулеметов, стало быть, искать деньги следовало в
джунглях. Клод и Перкен выпиливают барельефа из стены храма – это дается им
неимоверным трудом, в очередной раз они ощущают на себе могущество джунглей.
Утром выясняется, что Свай и проводник ушли, вскоре и возчики тоже исчезают.
Найти новых возчиков не представляется возможным, так как Свай, как оказалось,
уже успел предупредить жителей всех окрестных деревень; Клод потрясен таким
предательством со стороны французского уполномоченного. С ними остается только
бой Кса – слава богу, что сиамец умеет управлять повозкой. Барельефы, очевидно,
придется бросить здесь, потому что иначе они будут конфискованы.
Перкен
предлагает рискнуть и попробовать добраться в Бангкок через территории
непокоренных племен – ведь у наших путешественников есть бусы и пара термосов
со спиртным. В одной из маленьких деревушек в горах Клод и Перкен находят
нового проводника-стиенга – представителя одного из племен мои. Дикарь
рассказывает им, что в его племени живет белый человек, и Перкен сразу решает,
что это наверняка его пропавший друг Грабо, отважный человек, обладающий
каким-то своеобразным величием. Как и Перкен, он одержим жаждой власти и
обладания, в особенности – в отношении женщин. Грабо на многое готов был пойти,
чтобы доказать свою силу, даже самому себе – он так презирал смерть, что как-то
раз даже позволил скорпиону ужалить себя. Перкен был уверен, что эти качества
Грабо впечатлили стиенгов, и, если Грабо жив, он наверняка стал вождем.
Все
более опасными и враждебными становятся джунгли. По пути к самой большой
деревне стиенгов тревога в душе Клода и Перкена растет и усиливается: все чаще
проводник не предупреждает их о ядовитых колючках и отравленных стрелах, и,
если бы не опыт Перкена – им не удалось бы избежать многих ловушек. Может, это
козни каких-то других вождей, но ведь не исключено и такое, что Грабо среди
стиенгов одичал и пытается защищать свою территорию и свободу. Лишь по прибытии
в селение путешественникам открывается ужасная правда: стиенги превратили Грабо
в жалкое животное, в раба, ослепленного и оскопленного. Клоду и Перкену
уготована та же участь, Клод в отчаянии готов пустить пулю себе в лоб, однако
такой малодушный выход не по душе
Перкену, он идет на переговоры, ясно осознавая, что ждет его в случае их
провала.
По
дороге он случайно спотыкается и, упав, ранит колено об отравленную боевую
стрелу, воткнутую в землю. Однако ему удаётся сделать невозможное: договориться
со стиенгами о том, что они выпустят путешественников из деревни, чтобы те
принесли в условленное место сотню глиняных кувшинов, на которую стиенги
обменяют Грабо. Стиенги соглашаются на сделку и скрепляют договор клятвой на
водке из риса. Только после этого Перкен обрабатывает свое колено, которое уже
распухло, йодом, после чего у него начинается сильнейшая лихорадка.
Пять
дней спустя Клод и Перкен добираются до сиамской деревушки. Перкена осматривает
заезжий англичанин-врач, который не оставляет ему никакой надежды: он сообщает,
что Перкен не проживет с гнойным артритом более двух недель, его могла бы
спасти ампутация больной ноги, однако до города добраться он не успеет. Перкен
отправляет властям в Бангкок донесение, в котором сказано, что белого человека
изувечили дикие стиенги. В ответ власти немедленно высылают в селение
карательный отряд. Перкен уже не в состоянии передвигаться самостоятельно, в
место обмена его доставляют повозкой. Вместе с ним едет Клод, дыхание смерти
словно зачаровало его. После освобождения Грабо начинается преследование
стиенгов – на них охотятся, как на зверей, и им приходится броситься в отчаянии
в горы, на деревни племен, признававших Перкена своим вождем. Однако теперь
белый вождь ослабел настолько, что не внушает больше к себе уважения сиамцев,
они не слушают его, а наоборот, обвиняют в том, что он – причина атак на них
яростных стиенгов. Перкен призывает к борьбе с цивилизацией, уже подступившей
вплотную к селениям туземцев, ведь стоит им пропустить колонну войск через свои
земли, как следом тут же протянется железная дорога, но его призывы напрасны.
Равнодушие сквозит в глазах туземцев, Перкен понимает, что он для них уже
мертвец. Агония его ужасна, как и предупреждал английский врач-наркоман, перед
кончиной Перкена практически теряет человеческий облик – он хрипит о том, что
смерти нет, потому что умереть суждено ему одному. Клод хочет облегчить
страдания друга, поделиться с ним братским сочувствием, однако, когда он
обнимает Перкена, то встречает его взгляд – не узнающий, отстраненный и чужой,
словно из другого мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий