понедельник, 8 июля 2013 г.

Потерянный рай - Дж. Мильтон



Джон Мильтон. Потерянный рай
(краткое содержание)
Поэма представляет собой размышления автора о причинах того, почему самые первые люди на Земле ослушались данного им единственного запрета Творца всего сущего, за что были наказаны изгнанием из Эдема. Будучи просветлен Святым Духом, поэт указывает на того, кто виновен в падении Адама и Евы – на Сатану, который в облике Змия явился людям.
Задолго до того, как Бог сотворил мир, Сатана преисполнился неодолимой гордыней и поднялся против Царя Царей. В свой мятеж он увлек некоторых Ангелов, однако вместе с ними был низвергнут с Небес в Преисподнюю, туда, где царил Хаос и непроглядная тьма. Хотя и низринутый, однако, все же бессмертный, он не смирился со своим падением и не пришел к раскаянию. Вместо пути служителя Неба он избрал путь владыки Ада. Он призывает своего главного соратника по имени Вельзевул и призывает его бороться с Вечным Царем, творя вопреки Его воле одно лишь Зло; Вельзевул поддерживает его. Приспешники Сатаны узнают от него, что близится день, когда Всемогущим будет создан новый мир, который Он собирается населить обитателями, коих возлюбит не меньше, чем любит Ангелов. Этот новый мир можно будет захватить, но для этого потребуется хитрость. Вожди и воинства Сатаны собирают Совет в Пандемониуме.
Одни из вождей высказываются за начало войны, другие – против нее. В конце концов, вожди приходят к согласию, решая принять предложение Сатаны. Они намерены проверить, истинно ли древнее предание о сотворении нового мира и Человека, согласно которому этот мир должен быть создан как раз теперь. Они решают, что, раз им путь на Небеса отныне закрыт, то им стоит предпринять попытку захвата вновь созданного мира и заполучить его обитателей, которых можно будет использовать в деле отмщения Творцу. Сатана предпринимает путешествие в пучину между Небесами и Адом, древний властелин которой Хаос указывает ему дорогу в новый мир.
Господь, который со своего высокого престола видит все – прошлое, настоящее и будущее – видит и Сатану. Он видит, как Сатана направляется к новому миру. Бог предрешает, что Человека, которого он наделил правом выбора и свободной волей, ожидает падение. Он говорит своему Единородному Сыну о том, что Он готов даровать помилование Человеку, но прежде Человек должен понести наказание за свое ослушание и дерзость, за то, что он посмел равняться с Богом, нарушив Его единственный запрет. С этого дня человек и потомки его обрекаются на смерть, и спастись смогут лишь тогда, когда один из них принесет себя в жертву во имя их искупления. Сын Божий полон желания спасти новой мир, он говорит, что он готов пожертвовать собой. Бог-Отец соглашается принять эту жертву, Сын по Его повелению воплощается в смертную плоть, а небесные Ангелы преклоняются перед Сыном и восславляют Его и Господа.
Сатана в это время прибывает на край Вселенной. Скитаясь по сумрачной пустыне, он проходит Лимб, минует Небесные Врата и приближается к Солнцу. В обличье молодого Херувима Сатана обращается к Архангелу Уриилу, Правителю Солнца. Ему удается выведать у того, где находится то место, в котором можно найти Человека. Отправившись по указанию Уриила на один из кружащихся по орбитам мириад шаров, Сатана опускается на Землю. Приняв облик морского ворона, Сатана оказывается на горе Нифат, где, миновав райскую ограду, садится на ветви Древа Познания. Сидя там, он наблюдает за парой первых людей, обдумывая, как погубит их. Из их разговора Сатана узнает о запрете, который наложил Бог: Адаму и Еве строжайше запрещено прикасаться к плодам Древа Познания. Коварный план тут же вырисовывается в голове Сатаны: он разожжет в людях жажду знания, и влекомые ей, они преступят запрет Творца.
Архангел Уриил отправляется на солнечном луче к Архангелу Гавриилу, который охраняет Рай. Уриил предупреждает его, что Злой Дух вышел из Преисподней и отправился в сторону Рая в облике доброго Ангела, и прибудет туда ровно в полдень. Гавриил выходит ночью с дозором вокруг Рая, где, уставшие от дневных забот и утомленные радостями чистой любви, Адам и Ева погружены в спокойный сон среди прекрасных кущей. Гавриил отправляет к ним Ангелов Зефона и Итуриила, которые видят, как Сатана в облике жабы затаился рядом с Евой. Он замыслил во сне овладеть ее воображением и заполнить его темными помыслами, страстями и гордыней, надеясь растравить ими ее душу. Ангелы хватают Сатану и отводят его к Гавриилу. Злой Дух хочет биться с ними, однако Бог являет ему знамение, из которого Сатана понимает, что ему не миновать отступления – тогда он уходит, сохраняя, тем не менее, свои намерения с тем, чтобы осуществить их в следующий раз.
Наступает утро. Ева, проснувшись, рассказывает Адаму о том, какой странный сон видела этой ночью. К ней приходил некто, похожий на небожителя. Он пытался соблазнить ее, предлагая вкусить плод Древа Познания, и ему это удалось. Вкусив плод, во сне, Ева воспарила над Землей, испытав ни с чем не сравнимое и не ведомое ей до той поры блаженство
По повелению Творца к Адаму направляется Архангел Рафаил. Он рассказывает Адаму о том, что человек наделе свободной волей, и о том, что злобный Враг близок и полон коварных замыслов. Рафаил рассказывает о том, как Сатана учинил Первый мятеж на Небесах, преисполненный завистью к Сыну Божию, которого Вседержитель возвеличил и нарек Царем и Мессией. На мятеж пошли и легиона Ангелов, которых Сатана увлек на Север, убедив содействовать ему в восстании против Бога-Отца. Мятежников покинул лишь один – Серафим Абдиил.
Рафаил рассказывает, как Творец послал против Сатаны Архангелов Михаила и Гавриила. Сатана же вместе со своими сообщниками, созванными на общий Совет, придумал адские машины, которые помогли ему противостоять войску Ангелов, посланных Всемогущим. И тогда Бог послал Мессию – своего Единородного Сына – на поле битвы. Сын заставил Врага отступить к самой небесной ограде, Хрустальная Стена расступилась и мятежники сорвались в бездну – в Преисподнюю.
Адам спрашивает Архангела Рафаила о том, как был сотворен этот новый мир. Рафаил рассказывает, как после низвержения Сатаны вместе с его приспешниками в Ад Бог создал новоявленный мир, заселив его новыми обитателями. После этого творец отправил своего Сына – Всезиждущее Слово – вершить дело творения вместе с Ангелами.
Адам задает вопрос о движении небесных тел, на что Архангел Рафаил осторожно отвечает, что Адаму благоразумнее заниматься лишь тем, что доступно его человеческому разумению. Адам делится с Рафаилом всем, о чем помнит, он признается, что Ева обладает непреодолимой властью над ним. Хотя внешне Ева куда красивее Адама, в духовном совершенстве она ему уступает, но, несмотря на это, Адаму кажутся прекрасными все ее слова и поступки, разум его смолкает перед ее прелестью. Рафаил без осуждения относится к браным наслаждениями влюбленной пары, но предостерегает Адама, чтобы тот не поддавался слепой страсти и помнил, что небесная любовь неизмеримо выше, чем земная. Однако Рафаил не может определенно ответить на вопрос, какова небесная любовь Духов, снова давая совет размышлять лишь о том, что доступно человеческому разумению.
Тем временем Сатана, приняв облик тумана, опять проникает в Рай. На древе спит Змий – самые хитрое создание из всех сущих, Сатана вселяется в него, а утром в виде Змия встречает Еву. Он заводит с Евой льстивые речи, которыми надеется склонить ее вкусить плод Древа Познания, убеждая ее, что не стоит бояться запрета, что Ева не умрет, а, наоборот, благодаря плодам она обретет разумение и речь, как когда-то он сам.
Ева не в силах устоять перед уговорами Змия. Она поддается и вкушает запретный плод. После этого она приходит к Адаму, который потрясен ее поступком. Он так любит Еву, что принимает решение умереть вместе с ней, и тоже вкушает плод, преступая запрет Творца. Адама и Еву охватывает неудержимое сладострастие, которое чуждо их природе, однако опьянение, вызванное плодами Древа, затуманивает ясность их сознания. Сладострастие сменяется чувством разочарования и стыда. Прародители осознают, что они обмануты посулами Змия о безудержных восторгах, и начинают упрекать друг друга.
Сын Божий по повелению Отца спускается на Землю, дабы вершить ослушниками суд. На Землю устремляются Смерть и Грех, которые до этого сидели у райских Врат; они идут по проложенному Мятежным Духом следу, возводя мост между новоявленным миром и Адом, простирающийся через Хаос.
В это время в Пандемониуме Злой Дух провозглашает победу над человечеством, однако, вседержителем предрешено, что Мессия, его Единородный Сын, одолеет Смерть и Грех и поможет тем самым возрождению Его творения.
Ева приходит в смятение от понимания того, что на весь их последующий род падет проклятие. Она в отчаянии предлагает мужу Адаму отправиться на поиски Смерти. Она думает остановить таким образом проклятие, став первыми и последними жертвами Смерти. Однако Адам не соглашается на это, он помнит пророчество, гласящее, что главу змия сотрет Семя Жены. Адам полон надежды, что его покаяние и молитвы помогут умилостивить Творца.
Мессия, Сын Бога-Отца, видит, что Адам и Ева искренне каются в содеянном. Он идет к Богу-Отцу, чтобы просить за них, так как надеется, что Господь смилостивится и остановит суровое проклятие. Всемогущий повелевает Херувимам, во главе которых Архангел Михаил, осуществить изгнание из Рая обоих Прародителей. Прежде чем выполнить приказ, Архангел Михаил приводит Адама на вершину горы, с которой открывает ему видение всего того, что должно случиться на Земле до наступления Великого Потопа.
Адам узнает от Архангела, каковы будут судьбы рода человеческого. Архангел объясняет значение предначертания о Семени Жены, данное Адаму и Еве. Он рассказывает о Сыне Божием, о том, как Ему суждено будет претерпеть воплощение в тело человеческое, умереть мучительной смертью, затем воскреснуть и вознестись на Небеса. Он также рассказывает о Церкви, которая будет продолжать борьбу до самого второго Его Пришествия на Землю. Архангелу Михаилу удается утешить Адама, тот идет к спящей Еве, чтобы разбудить ее, и все вместе они вслед за Архангелом Михаилом выходят из райских Врат. С этого дня вход в Рай будет вечно охраняться пылающий меч Господень. Следуя за Божьим промыслом, преисполненные надежд на грядущее избавление рода человеческого, Прародители покидают Рай.

Комментариев нет:

Отправить комментарий