понедельник, 8 июля 2013 г.

США - Дж. Дос Пассос



Джон Дос Пассос. США
(краткое содержание)
Трилогия состоит из романов «42 параллель», «1919» и «Большие деньги» (написан в 1936, не переведен на русский). Автор обобщает картину американской жизни в начале двадцатого века – в первые три десятилетия: «42 параллель» - о подъеме в США рабочего движения; «1919» - о Первой мировой войне и влиянии Октябрьской революции; «Большие деньги» - о мировом кризисе 1929 года.
Каждый из романов состоит из четырех элементов, которые чередуются в определенной последовательности – это портреты литературных персонажей, жизнеописания исторических деятелей, сводки из газет («Новости Дня») и отступления автора («Камеры-обскуры»). Сюжет развивается не судьбами отдельно взятых героев, а ходом истории, нашедшим воплощение в документальном материале (например, исторический фон эпохи на основе документов воссоздают «Новости Дня»), и биографиями исторических персонажей. Все это, вместе взятое, иллюстрирует основные тенденции развития цивилизации Америки, которая, по мнению автора, движется к кризису.
Дос Пассос сочувствовал идеям демократии и коммунизма в то время, когда работал над своей трилогией, однако, позже он в них разочаровался. Его произведения – ничто иное, как попытка создать американский эпос двадцатого века, который содержит немалую долю критики всего американского пути этого периода: с 1898 года - испано-американской войны – до 1927 года, когда были казнены Сакко и Ванцетти. В трилогии Пассоса различные слови общества представлены двенадцатью персонажами, которые олицетворяют класс бизнесменов, интеллигенцию, рабочий класс.
Уже в названии первого романа трилогии можно увидеть критическое отношение к реалиям американского общества ХХ века, которые перечеркнули знаменитую «американскую мечту», почувствовать ощущение кризиса в стране, претендующей на место «символа нового века». Смысл романа раскрывается в эпиграфе к книге Е.У.Ходжинса «Американская климатология», в нем говорится о том, что центральной осью движения следующих от Скалистых гор в сторону Атлантического океана ураганов является 42-я параллель. Дос Пассос проводит аналогию, показывая, как в жизни американского общества зарождаются «ураганы» (забастовки, обвалы курса акций, рост рабочего движения). Однако, так же как и Е.У.Ходжинс, который не решился взять на себя смелость предсказывать погоду, Дос Пассос не берется ни за объяснения природы ураганов, ни за предсказания их направлений. Тем не менее, тот мировой хаос, который воплощен в большом буржуазном городе, для Дос Пассоса однозначно является признаком движения цивилизации к гибели.
Начинается роман с «Новостей Дня» - беспорядочного, на первый взгляд, набора из обрывающихся на полуслове отрывков статей и газетных заголовков. Впервые в американской литературе писателем был использован такой способ монтажа, он передает поток сознания человека, пробегающего глазами один за другим заголовки в газете. Автор вводит своего читателя в атмосферу определенного периода истории, стараясь создать впечатление собственной непричастности к выбору реалий. «Новости Дня» отражают ход времени, фиксируя вехи определенных временных этапов развития американского социума. Мы видим, как Америка овладевает Кубой, победив в испано-американской войне, как на Филиппинах было подавлено восстание, мы видим англо-буркскую войну, а вот и ликование США после успеха в колониальной войне с Испанией, которое выразилось в словах сенатора Альберта Д. Бевериджа, который сказал, что двадцатый век станет веком Америки, и американская мысль будет в нем господствующей, что прогресс Америки укажет двадцатому веку путь, обессмертив его своими деяниями. Так выглядит исторический фон первой части трилогии, все содержание которой идет вразрез и опровергает эти слова Бевериджа. Газетные сводки пестрят сообщениями о падении курсов акций, о потрясении Уолл-стрит, и тому подобное.
Центральная тема первого романа – это судьба Мака. Его трудовой путь начинается с разъездов по стране с неким Бингемом, характерным персонажем для Америки в начале века. Бингем – шарлатан, который прикрывается учеными степенями, он странствует и торгует книгами. Мак примыкает к рабочему движению и становится его активистом, однако ему недостает убеждений, он действует скорее под влиянием момента и настроения. После ссоры с женой он отправляется в Мексику, намереваясь увидеть революцию собственными глазами. Мак действует осторожно, ведь убежденным революционером он не является, он старается не афишировать свое участие в организации профсоюзов «Индустриальные рабочие мира», так опасается, что из-за этого он может потерять работу.
Поначалу, прибыв в Мексику «посмотреть на революцию», Мак общается только с пеонами и рабочими, позже ему удается найти себе местечко среди мещан, среда которых для него более безопасна и более привлекательна. События непосредственно имеющие отношение к революции, проходят мимо Мака, хоть он и утверждает, что намерен вступить в армию Эмилиано Сапаты, одного из руководителей революционной армии, который вместе с Панчо Вилья возглавлял движение революционеров-радикалов после того, как в 1910 году был свергнут диктатор Порфирио Диас. Сапате и Вилье противостояла национальная буржуазия в лице различных групп, представителями которых были президент Мадера и генерал Уэрта, а также президент Карранса, впоследствии убитый офицерами из своего же штаба. Мак находился в столице в тот момент, когда правительство Каррансы бежало из Мехико и когда на город началось наступление революционной армии, однако он уже успел стать торговцем книгами и не собирался бросать свою книжную лавочку ради участия в революции.
Куда больше отдает себя делу революции Бен Коптон. Это способный юноша, который при окончании обучения в школе был награжден за свое сочинение о государственном строе Америки. Со временем Бен начинает чувствовать, что этот строй враждебен простому человеку, он становится агитатором и попадает за решетку. Вследствие того, что его жизнь полностью подчинена служению идеям рабочего класса, Бен подавляет в себе чувства, становясь черствым по отношению к близким. Очень символичен эпизод в поезде, где Бен, сопровождаемый полицейским к месту своего заключения, закованный в наручники, встречает свой день рождения.
Расчетливый делец по имени Джон Уорд Мурхауз олицетворяет ту Америку, которая неприемлема для автора. Вся сущность Мурхауза подчинена служению карьере и его навязчивой идее двигаться наверх по ступенькам социума. Рожденный сыном железнодорожного кладовщика, он начинает свой путь в качестве торгового агента по продаже книг. Затем он получает образование в Филадельфийском университете, работает в конторе, продающей недвижимость. Двигаясь по карьерной лестнице, Мурхауз встречает богатую женщину, на которой женится, за этим следует развод и новый брак с другой состоятельной женщиной. Он становится специалистом по пропаганде и борцом против движения общества профсоюзов, что помогает ему занять в обществе видное положение. Действуя от имени крупных американских финансистов, во время революции в Мексике Мурхауз пытается выяснить состояние дел в отношении мексиканской нефти, которая вызывает всеобщий интерес, а также узнать мотивы Каррансы в противодействии американским вкладчикам.
Дос Пассос изображает представителей самых разных слоев общества с энциклопедической точностью. Дочь капитана в отставке Джейни Вильямс, работает секретарем и стенографисткой у Мурхауза. Ее брат Джо – моряк-дезертир. Дочь чикагского рабочего боен Эллинор Стоддард состоит в организации Красный Крест вместе с Мурхаузом; она становится художником-декоратором. Дочь священника-протестанта Эвелин Хэтченс тоже становится художником-декоратором и тоже работает в организации Красный Крест, в Париже. Впоследствии она покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Чарли Андерсон, начинавший с автомеханика, в армии становится летчиком, участвует в войне во Франции. Вернувшись в Америку, он сколачивает состояние в авиаиндустрии, а впоследствии погибает в автокатастрофе. У Мурхауза работает адвокат Ричард Элсворт Сэведж, который отрекся от «левых» взглядов. Марго Даулинг, выросшая в семье актеров, становится голливудской кинозвездой. Мэри Френч, участвовавшую в рабочем движении, за ее выступление против казни Сакко и Ванцетти бросают за решетку.
Несмотря на некоторые различия, биография каждого из героев строится строго в соответствии с определенной схемой, которая напоминает социологическую анкету: указаны время и место рождения героя, род деятельности его родителей, его образование, хобби, семейное положение. У Дос Пассоса это стремление систематизировать факты, сохраняя беспристрастность, воплощенную в документалистичности, превращается в самоцель. Учтены все подробности биографии героев, но, несмотря на всю разницу в их общественном положении, в образе их жизни, они, тем не менее, практически не отличимы друг от друга, потому как их индивидуальность не раскрыта.
Портреты исторических личностей раскрывают важнейшие вехи в истории развития американского общества. В романе их всего двадцать пять, и они иллюстрируют мир бизнеса, мир искусства, мир науки, печать, рабочий класс. Галерею портретов открывает деятель рабочего движения по имени Юджин Дебс, который в 1905 году вместе с Биллом Хейвудом основал организацию профсоюзов «Индустриальные рабочие мира». Дос Пассос с большой теплотой отзывается о Дебсе, называет его «другом человечества».
В главе «Чудодей ботаники» рассказывается о Лютере Бербанке, знаменитом селекционере, осуществившем «несбыточный сон» о зеленой траве, растущей зимой, о сливах, не имеющих косточек, о ягодах без семян и кактусе без колючек. Дос Пассос проводит параллель между Америкой и экспериментами Бербанка, показывая, что Америка – это тоже гибрид, который мог бы использовать естественный отбор, в противовес хаосу, царящему в обществе.
В главе «Большой Билл» повествуется об одном из основоположников американской коммунистической партии Билле Хейвуде.
Глава «Мальчик-оратор с Платы» - ироничное повествование о политическом деятеле Уильяме Дженнингсе Брайане, который неоднократно баллотировался в президенты. Будучи еще в юном возрасте, Брайан зачаровывал фермеров великих прерий своим «серебряным голосом», проповедуя биметаллизм – свободную чеканку и неограниченное обращение монет из дешевого серебра, - за что получил приз по ораторскому искусству. Разорившиеся фермеры надеялись оплатить свои долги банкам, а банкиры, в свою очередь, были заинтересованы в золотых монетах. Однако вскоре кампания Брайана претерпела крах – золото научились добывать из руды, и потребность людей в «пророке серебра» отпала. Тем не менее, Брайан продолжил проповедовать, на сей раз – идеи морали, требуя запретить в школах преподавание теории Дарвина.
В главе «Великий миротворец» идет рассказ о стальном магнате Эндрю Карнеги, о котором известно, что он «всегда верил в нефть, сталь и копил деньги». Лаконичная концовка главы развенчивает образ миротворца и филантропа – мы узнаем, что пацифист, который вкладывал миллионы в дело мира, в науку и в библиотеки, жертвовал всегда, «но только не в время войны». Следовательно, Карнеги, который пускал в оборот каждый цент и копил «по мелочам», наживался и на мире, и на войне…
Глава «Чудодей электричества» - повествование об известном изобретателе Эдисоне, который создал электрическую лампочку, а впоследствии сумел найти свое место в мире бизнеса.
Глава «Протей» рассказывает историю житейски неприспособленного ученого по имени Карл Штейнмец – изобретателя, математика и электротехника. Его хозяева – компания «Дженерал электрик», многое «позволяет» ему – например, «быть социалистом» и писать письма Ленину, однако, являясь «самой ценной аппаратурой» компании, Штейнмец полностью зависит от своих хозяев.
В трилогии Пассоса не менее важны и его обращения к читателю, «Камеры-обскуры» - лирические отступления, поток сознания автора и его комментарии к историческим событиям той эпохи. Авторская позиция в отношении пути Америки в истории, пути, который привел к краху иллюзий о справедливости и всеобщем братстве, вследствие чего «американская мечта» так и осталась лишь мечтой, раскрывается во внутреннем монологе. Залог всеобщего счастья еще не обретен в техническом прогрессе, а общество раскололось на две нации. Размышления автора на фоне развития индустрий становятся все более безотраднее: то общество, которое было рождено усилиями многочисленного народа, двигалось к краху, ибо поставило целью не благополучие каждого человека, а наживу. Этим крахом и завершается произведение – мы видим одну из величайших американских трагедий – кризис 1929 года. Над 42 параллелью проносится смерч, и человек не в силах бороться со стихией. Человек – лишь игрушка в руках правящих миром и вершащих историю слепых и беспощадных сил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий